Что такое эмерджентная гравитация и перепишет ли она физику?

После публикации Эриком Верлинде теории о гравитации как возникающем явлении, научный мир встал на порог нового понимания космических законов.

С 2009 года теоретический физик Эрик Верлинде предложил радикальную переформулировку гравитации. В его теории гравитация не является фундаментальной силой, а скорее проявлением более глубинных скрытых процессов. Однако за 15 лет с тех пор много экспериментальных подтверждений этой идеи так и не было найдено. Так что же дальше?

«Возникновение является общим явлением во всей физике. Свойство температуры, например, не является внутренним свойством газов. Вместо этого это результат бесчисленных микроскопических столкновений.»

• Эрик Верлинде, теоретический физик

В других областях связи между микроскопическими поведениями и возникающими свойствами не так ясны. Например, хотя мы понимаем простые механизмы, стоящие за сверхпроводимостью, мы не знаем, как микроскопические взаимодействия приводят к появлению высокотемпературных сверхпроводников.

Верлинде основывает свою теорию на наблюдениях Стивена Хокинга и Якоба Бекенштейна 1970-х годов: многие свойства черных дыр можно выразить с помощью законов термодинамики. Однако законы термодинамики сами являются результатом микроскопических процессов. Для Верлинде это было не просто совпадением и указывало на то, что то, что мы воспринимаем как гравитацию, может возникать из какого-то более глубокого физического процесса.

Иллюстрация темной материи

Его идея, хотя и привлекательная, все еще нова и требует множества предположений в своих расчетах для ее реализации. С годами экспериментальные результаты были неоднозначными. Некоторые ранние тесты отдавали предпочтение эмерджентной гравитации перед темной материей, когда речь идет о скоростях вращения звезд, но более поздние наблюдения не нашли преимуществ.

Эмерджентная гравитация остается захватывающей идеей. Если она окажется верной, нам придется кардинально пересмотреть наше понимание естественного мира и видеть гравитацию и движение — и даже более фундаментальные понятия, такие как время и пространство — через призму возникновения из более глубоких, более сложных взаимодействий.