В Шотландии обнаружены окаменелости самого большого птерозавра юрского периода

22.02.2022

На шотландском острове Скай во время отлива были обнаружены окаменелости птерозавра — крылатой рептилии, жившей во времена юрского периода (201-145 млн лет назад). Считается, что эти существа — первые позвоночные, освоившие полет, еще за 50 млн лет до птиц. Размах крыльев гиганта составлял 2,5 метра.

Найдены останки были еще в 2017 году и хранились  в Национальном музее Шотландии, и только недавно ими заинтересовались специалисты. Они выяснили, что  окаменелости принадлежат новому виду. Ему дали название Dearc sgiathanach, что в переводе с гэльского языка означает «крылатая рептилия».

Анализ костей показал:  животное было подростком и все еще росло. А значит, размах крыльев взрослой особи мог достигать более трех метров.

«Когда это существо жило около 170 миллионов лет назад, оно было самым большим животным, которое когда-либо летало, по крайней мере, о котором мы знаем, — цитирует The Guardian слова профессора Эдинбургского университета Стива Брусатте. — Мы действительно отодвинули назад во времени эволюцию крупных птерозавров».

Палеонтологи отмечают, что окаменелость отличается «почти беспрецедентной сохранностью». Во всяком случае, удалось исследовать кости конечностей, части черепа, хвост, ребра и позвонки. Кости птерозавров полые внутри и чаще всего разрушались за такое долгое время. Поэтому этот экземпляр вызвал такой интерес ученых.

«Мы считаем, что этот птерозавр питался рыбой и самое интересное, что на его острых зубах все еще сохранилась эмаль, как будто он умер всего несколько недель назад», — отметила специалист Эдинбургского университета Наталья Ягельска.

Отчет о работе опубликован в  журнале Current Biology.

Фото: theguardian