Самые полные останки птерозавра с размахом крыльев более 2,5 м были конфискованы у контрабандистов

«Выигрышем в лотерею» назвали бразильские палеонтологи попавшие в их руки останки птерозавра. Скелет описанной учеными в PLOS One древней рептилии, жившей в ранний меловой период (110 млн лет назад), оказался первым почти полным на сегодняшний день «каркасом» Tupandactylus navigans — рода птерозавров из семейства тапейярид (Tapejaridae) группы гребенчатых птерозавров.

В течение нескольких лет ученые изучают попавшие к ним окаменелости, изъятые полицейскими в бразильском порту в 2013 году.  Стражи порядка передали специалистам почти 3000 изъятых образцов плит известняка, добытых контрабандистами в формировании Крато -геологическом меловом образовании в северо-восточной Бразилии.

Одну из плит злоумышленники распилили на шесть частей. Соединив их, палеонтологи были потрясены: в двухметровой плите известняка отлично сохранилась окаменелость Tapejaridae с различимыми остатками мягких тканей и крупным гребнем на голове. Стоит отметить, что из-за хрупких полых костей птерозавров их сохранившихся останков практически нет, раньше находили лишь черепа этого вида. Но в формации Крато на дне бывшего озера недостаток кислорода способствовал  отличной сохранности мягких тканей, клюва и мягкого гребня на голове. Размеры последнего превышали объем  черепа в пять раз. С нижней челюсти у рептилии свисал странный гребень.

«Этот птерозавр был более 2,5 метра в размахе крыльев и был 1 метр в высоту (40% приходилось на гребень головы)», — сообщил Виктор Беккари из Университета Сан-Паулу  CNN . — С таким высоким гребнем на голове и относительно длинной шеей это животное могло летать лишь на короткие расстояния».

Ученые считают, что эти древние ящерицы, живущие примерно 115 млн лет назад, возможно, летали над территорией Северной Бразилии только чтобы спастись от хищников.

26.08.2021