Холода не беда? Арктика могла быть местом обитания древних приматов

Сегодняшнее Заполярье — непривлекательная среда для большинства приматов, но, судя по окаменелостям животных, которые здесь обнаруживают с 1970-х годов, так было не всегда. Десятки зубов и челюстных костей, откопанных на самом северном канадском острове Элсмир, относятся к двум видам ранних приматов или по крайней мере их близких родственников, которые жили в Арктике около 52 миллионов лет назад, сообщают палеонтологи в журнале PLOS ONE.

Это первые останки приматоподобных существ, когда-либо найденные в Арктике, и они принадлежат животным размером с сурка, которые могли сновать между деревьями болотных лесов, некогда покрывавших значительно более теплое, чем сейчас, Заполярье. Тем не менее обитатели этой среды должны были быть приспособлены к долгим месяцам зимы без солнечного света.

«А потому присутствие приматоподобных животных в Арктике невероятно неожиданно, — цитирует одного из авторов публикации, палеонтолога Криса Берда из Канзасского университета, Science News. — Ни одного примата или родственника примата никогда не находили так далеко на Севере».

Низкие температуры, скудная растительность и долгие месяцы постоянной темноты не лучшие условия для жизни, особенно жизни приматов, эволюционировавших из небольших, лазающих по деревьям и питающихся в основном их плодами существ. По сей день большинство приматов, за исключением людей и японских макак, старается держаться тропических и субтропических лесов, находящихся вблизи экватора. Но не всегда такие леса были ограничены их нынешним местоположением. В эпоху раннего эоцена, которая началась около 56 миллионов лет назад, наша планета пережила период интенсивного потепления, который способствовал продвижению лесов и их теплолюбивых обитателей на север.

Изученные Бердом с коллегами ископаемые зубы и челюстные кости отнесены к двум видам вымершего рода небольших млекопитающих, обитавших в Северной Америке в эпоху эоцена, Ignacius mckennai и Ignacius dawsonae. Ученые давно дискутируют по поводу того, рассматривать ли представителей рода Ignacius как приматов или как их близких родственников. Но, как бы то ни было, обнаружение тех и других на севере Заполярья неожиданно. Как показало исследование, полярные Ignacius адаптировались к местным условиям: в отличие от своих южных собратьев они имели сильные челюсти и зубы, подходящие для потребления твердой пищи, что позволяло зимой (в отсутствие плодов) питаться орехами и семенами.