Древняя окаменелость раскрыла образ жизни крошечного предка динозавра

Найденная в США окаменелость размером с палец и возрастом 308 миллионов лет, дала ученым подсказки о привычках и образе жизни древних крошечных динозавроподобных существ, которые могли быть предшественниками рептилий.

Микрозавры (microsaur) — маленькие, похожие на ящериц животные, которые бродили по Земле более четверти миллиарда лет назад, задолго до того, как появились  динозавры. Они которые жили в каменноугольный период, когда впервые появились предки современных млекопитающих и рептилий, называемые амниотами.

«Многие детали этого перехода не очень хорошо известны, — говорит соавтор исследования Арджан Манн, научный сотрудник Смитсоновского института. — В последнее время их изучение стало важным для понимания происхождения амниот. Многие из этих микрозавров считаются предками земноводных или  рептилий».

Маленькое змееподобное тело, которое обнаружили в болоте на территории современной центральной части США, имеет размеры около 5 сантиметров. У микрозавра были четыре короткие толстые ноги. Новый вид исследователи назвали Joermungandr bolti, в честь гигантского морского змея из скандинавской мифологии, который сражался с Тором — по контрасту с крошечными размерами находки.

Из уважения к его крошечным размерам исследователи назвали новый вид Joermungandr bolti в честь гигантского морского змея из скандинавских мифов.
Исследователи назвали новый вид Joermungandr bolti в честь гигантского морского змея из скандинавской мифологии, который сражался с Тором.

Ученые  обнаружили, что на окаменелости даже сохранилась кожа, а это большая редкость для фрагментов возрастом 300 миллионов лет. И вопреки предыдущим представлениям о микрозаврах, которые были классифицированы как амфибии, Манн и его команда обнаружили, что у найденного существа есть чешуя.

«Современные земноводные — мягкие и скользкие. А это существо не было мягким и скользким, — утверждает Манн. — Это животное  имеет вид рептилии».

Специалисты сделали предположение: микрозавры — не только ранние родственники рептилий. Их умение зарываться в землю, возможно, сыграла бОльшую роль в происхождении амниотов, чем изначально предполагалось.

Удивительно, но окаменелость возрастом 300 миллионов лет также содержала кожу животного.

Используя сканирующий электронной микроскоп (SEM), ученые обнаружили узор из гребней, похожий на те, что встречаются на чешуе современных рептилий. Основной способ передвижения Joermungandr bolti, по мнению ученых, — изгибаясь как змея.

«Его конечности, вероятно, были не очень функциональны. Он мог использовать их, чтобы удерживать равновесие. Но его основным способом движения было изгибание в стороны, как змея».

По материалам сайта phys.org. Фото: phys.org.

Микрозавры — это группа маленьких, похожих на ящериц животных, которые бродили по Земле более четверти миллиарда лет назад, задолго до того, как появились настоящие динозавры.

21.07.2021