Какой процент океана мы картографировали?

Человек исследовал огромное количество странных и суровых сред — от ледяных ландшафтов Антарктиды до неумолимой поверхности Луны. Но есть одно место, которое находится прямо под нашим носом и до сих пор таит в себе множество загадок: дно океана.

Большая часть океанских глубин никогда не была видна человеческому глазу и даже не была точно нанесена на карту, в результате чего огромные участки морского дна остаются практически неизученными. Так сколько же океана мы на самом деле исследовали?

Это зависит от того, как понимать слово «исследовать».

Вики Феррини, геофизик из Колумбийского университета, рассказала, что первым шагом в исследовании является картирование — простое нанесение на карту формы морского дна. По ее словам, на середину 2023 г. с помощью данных высокого разрешения мы нанесли на карту лишь четверть морского дна.

«Невозможно представить, что у нас нет полной карты нашей планеты», — сказала Феррини.

По словам Феррини, ученые составляют карту океанского дна в основном с помощью гидролокатора — метода обнаружения, при котором приборы в воде посылают звуковые волны и измеряют время, необходимое для отражения волн. На некоторых более мелких участках ученые также используют спутники и такие методы, как лидар — вид измерений с помощью лазеров.

На топографических или спутниковых картах Земли можно увидеть хребты и впадины, которые пересекают плоские равнины на дне океана, что создает впечатление, что все дно океана нанесено на карту, — сказал Феррини. Однако большая часть этих деталей моделируется с помощью комбинации спутниковых данных, колебаний силы тяжести Земли и точек с известной глубиной — в действительности они не измеряются напрямую, сказала она. Карты с более высоким разрешением позволяют выявить особенности морского дна, которые эти модели полностью упускают.

«Есть подводные горы и большие бугры, которые торчат вверх», — сказала Феррини. «На морском дне есть множество красивых, извилистых каналов, в которых глубинные океанические течения перемещают осадочные породы».

Но даже места с «высоким разрешением» не отличаются высокой детализацией, особенно по сравнению с уровнем детализации карт суши. По словам Феррини, на картах морского дна участки с самым высоким разрешением имеют разрешение всего около 100 м, что соответствует длине футбольного поля, то есть даже самые лучшие карты не пропускают детали, которые меньше этого значения.

Карты морского дна постоянно расширяются, особенно при поддержке инициативы «Морское дно 2030», целью которой является составление полной карты дна океана к 2030 году. Тем не менее, по словам Феррини, только картографирование может рассказать нам о том, что происходит на дне океана, упуская такие моменты, как состав морского дна или то, что там обитает.

Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов, нам, возможно, придется перейти к следующему этапу исследований — наблюдению за дном океана. И хотя исследователи и подводные беспилотные аппараты бороздят океанские глубины по всему миру, мы все еще видим лишь малую часть морского дна.

«Океан — это то, что поддерживает жизнь на планете», — сказала Феррини. «И поэтому нам, как распорядителям планеты… важно понимать, что там находится, чтобы, как можно лучше, контролировать это».

Нет комментариев