Подводный вулкан всё ещё активен и покрыт миллионом гигантских яиц, обнаружили ученые

Исследователи, изучавшие древний подводный вулкан у тихоокеанского побережья Канады, обнаружили, что он по-прежнему активен — и «покрыт» тысячами гигантских яиц.

До начала экспедиции команда считала, что вулкан потух, а окружающие его воды — безжизненны. Однако они обнаружили, что подводная гора, возвышающаяся над морским дном на 1100 м, извергает теплую воду и покрыта глубоководными кораллами. Горячая, богатая минералами жидкость поддерживает температуру окружающих вод, создавая идеальные условия для выживания некоторых морских обитателей на глубине. Еще большее удивление исследователей вызвало появление белого ската (Bathyraja spinosissima), который пробирался сквозь коралловые заросли и откладывал яйца на вершине, в полутора километрах под поверхностью.

«Это очень особенное место на вершине очень особенного места», — говорит морской биолог Шерисс Дю През. «Единственная предыдущая находка кладки белого ската была сделана на Галапагосских островах и, как мне кажется, насчитывала порядка дюжины или двух яиц».

«По моим оценкам, вершина подводной горы была покрыта от 100 000 до 1 млн яиц. Эти яйца были крупными, около 0,5 м в длину.»

Исследователи также впервые в истории зафиксировали на видеозаписи, сделанной во время экспедиции, как белый скат откладывает яйца.

Белые скаты — малоизвестные морские обитатели, относящиеся к акулам и скатам. По данным Красной книги МСОП, это один из самых глубоководных видов скатов, обитающий на глубинах от 800 до 2 900 м у западного побережья Северной и Центральной Америки. Взрослые самки, достигающие в длину 2 м, откладывают прямоугольные яйца, которые называют «русалочьими сумочками», поскольку они похожи на маленькие мешочки, сказала Дю През.

В 2018 году исследователи обнаружили несколько таких яиц в форме равиоли рядом с гидротермальными источниками у Галапагосских островов, что позволило предположить, что мамы скатов используют вулканическое тепло для инкубации своих яиц. По словам Дю През, новые наблюдения позволяют сделать тот же вывод.

«Для развития молодняка требуется четыре года, — пояснила она. Вероятно, теплая вода ускоряет период инкубации яиц, что приводит к появлению более успешного потомства. Мелководная вершина подводной горы представляет собой практически коралловый сад и безопасный питомник для мальков, где они могут расти, прежде чем спуститься на глубину, — это беспроигрышный вариант».

Исследователи продолжат наблюдение за покрытой яйцами подводной горой, которая в настоящее время не охраняется и может оказаться под угрозой из-за рыболовства.