Препарат от диабета метформин может помочь при остеоартрите суставов

21.12.2022

Распространенное средство от диабета, возможно, может быть полезно для пациентов с остеоартритом — заболеванием суставов. В новом исследовании ученые показали связь между приемом метформина и необходимостью в операции по замене сустава.

За последние несколько лет в нескольких небольших исследованиях высказывались предположения о способности метформина замедлять темпы разрушения суставов при остеоартрите. Исследования на животных предложили механистические ключи к пониманию того, как этот препарат может помочь в лечении остеоартрита, но крупных наблюдательных исследований на людях ранее не проводилось.

В новом исследовании ученые изучили медицинские записи около 40 000 человек с диабетом 2-го типа. Половину когорты лечили метформином, а вторая половина составляла контрольную группу.

За 14 лет наблюдений было обнаружено: пациенты, принимающие метформин, на 30% реже нуждались в замене тазобедренного или коленного суставов по сравнению с участниками второй группы, не получавшими препарат. Из этих процедур по замене суставов около 90% были связаны с остеоартритом.

Один из важных вопросов, вытекающих из этого исследования, заключается в том, как именно метформин может влиять на дегенерацию остеоартрита. Диабет и остеоартрит часто связывают, при этом диабет является клинически признанным фактором риска остеоартрита.

Некоторые исследования предполагают, что резистентность к инсулину может играть роль в развитии остеоартрита. Таким образом, можно предположить, что эффективное лечение диабета может снизить риск развития остеоартрита. Но ученые считают, что, скорее, метформин может непосредственно влиять на остеоартрит при отсутствии каких-либо симптомов диабета.

«Биологические механизмы, связывающие метформин и остеоартрит, еще предстоит выяснить, — пишут ученые в своей работе. — Метформин может снизить риск полной замены суставов у пациентов с сахарным диабетом с помощью нескольких механизмов, в том числе за счет уменьшения воспаления, поддержания активности аденозин-5′-монофосфат-активируемой протеинкиназы в хондроцитах и ​​​​путем регулирования метаболизма».

Сегодня не существует прямого фармакологического лечения остеоартрита. Состояние можно контролировать только с помощью физических упражнений, снижения веса и обезболивающих препаратов. По оценкам специалистов, к 2030 году примерно 500 тыс. человек потребуется либо полная замена тазобедренного сустава либо операция по полной замене коленного сустава.

Исследователи считают, что их исследование несколько ограниченно — ведь они не изучали пациентов с остеоартритом, не страдающих диабетом. Но работы в этом направлении стоит продолжать, уверены ученые, необходимы клинические испытания.

Исследование было опубликовано в журнале Canadian Medical Association Journal .

Фото: wefit.ru