Защита слабовата? Эксперты оценили эффективность существующих вакцин против штамма «омикрон»

Первые лабораторные данные предполагают, что вакцины против нового, быстро распространяющегося коронавирусного варианта могут оказаться недостаточно эффективны, но ревакцинация должна усилить иммунитет, пишет Nature News. Предварительные результаты были обнародованы в начале декабря группами ученых в Южной Африке, Германии и Швеции, а также коллаборацией Pfizer-BioNtech, и они показывают, что иммунная защита, придаваемая существующими противоковидными вакцинами, в отношении «омикрона» полностью не исчезает.

Имеющиеся результаты пока не прошли рецензирование, они получены на малых выборках и ничего не говорят ученым о степени защиты от ковида, вызванного штаммом «омикрон», которую могут обеспечить вакцины, особенно о способности защитить от тяжелой формы заболевания. «Нам все еще следует ждать более качественных данных и четких сигналов с мест, где «омикрон» впервые проявил себя», — отметил Бен Меррелл (Ben Murrell), вирусолог и иммунолог из Каролинского института (Karolinska Institute) в Стокгольме, соавтор одного из исследований.

Ученые из Ботсваны и ЮАР выявили «омикрон» в конце ноября. Первые данные из Южной Африки и других мест показали, что этот вариант распространяется в несколько раз быстрее, чем «дельта», и может инфицировать людей, имеющих иммунитет к другим вариантам.

Омикрон несет большое количество замен в спайк-белке, главной мишени иммунного ответа, и некоторые из этих замен, известные по другим вариантам, влияют на способность антител распознавать вирус и блокировать инфекцию. Ученые применяют два типа лабораторных проб, чтобы узнать, избежит ли «омикрон» нейтрализации антителами, которые выработались в результате вакцинации или инфекции. Все происходит в пробирке. В одном случае используют частицы вируса, выделенные у заразившихся «омикроном», в другом — частицы псевдовируса, генетически модифицированной версии другого вируса со спайк-белком коронавируса.

Результаты, полученные четырьмя независимыми группами исследователей, показали, что «омикрон» снижает нейтрализующую способность антител больше, чем остальные циркулирующие в настоящее время варианты SARS-CoV-2. Несмотря на различия в лабораторных данных, связанные с разными историями вакцинации и инфекции людей, антитела которых испытывались в экспериментах, влияние «омикрона» — по словам Меррелла — «это не полный нокаут». Ученые считают, что бустерная доза вакцины может существенно усилить скомпрометированную «омикроном» иммунную защиту.