Рядом с красным карликом. Астрономы обнаружили очередную суперземлю

Экзопланета Ross 508 b, открытая гавайским телескопом «Субару» благодаря установленному на нем новому прибору, находится в 37 световых годах от Солнечной системы. Она относится к классу экзопланет, масса которых превышает массу Земли, но значительно меньше массы газовых гигантов. Такие планеты называют суперземлями. Дистанция, отделяющая новую суперземлю от ее родительской звезды, такова, что температура поверхности планеты допускает присутствие на ней жидкой воды, компонента, без которого, по нашим представлениям, нет жизни, и потому околозвездная область в пределах этого расстояния условно называется зоной обитания.

Ross 508 b массивнее Земли в четыре раза. Поскольку эта суперземля находится достаточно близко к нашей планете, можно будет исследовать ее атмосферу, что даст представление о вероятности существования жизни вблизи звезды с небольшой массой, отмечает Space.com. Красные карлики вроде Ross 508 в пять раз меньше Солнца. Это малые звезды, которые составляют около трех четвертей всех звезд в нашей галактике. Особенно много их вблизи Солнечной системы, что делает системы красных карликов идеальными мишенями для поиска экзопланет и возможной внеземной жизни. Малые размеры красных карликов означают, что эти звезды холодные, с температурами от 2000 до 3500 градусов Кельвина. Из-за этих относительно низких температур в видимом свете такие звезды в отличие от крупных и ярких незаметны, и астрономам приходится изучать их в инфракрасном свете. Для этого в японском Астробиологическом центре был создан и установлен на телескопе «Субару» первый в мире высокоточный инфракрасный спектрограф для телескопов 8-метрового класса — InfraRed Doppler instrument (IRD).

Новая экзопланета была открыта, когда ученые искали признаки характерных колебаний, которые вызывают проходящие по ее орбите планеты. Колебания эти регистрируются как незначительные сдвиги в длинах волн света, испускаемого звездой и затем отражаемого от Земли. Открытие планеты Ross 508 b знаменует собой успех программы IRD Subaru Strategic Program (IRD-SSP), в рамках которой с 2019 года ведутся поиски планет в системах красных карликов. Эта экзопланета — третья из обнаруженных вокруг звезд с низкой массой. Среднее расстояние, отделяющее ее от родительской звезды, в 12 раз меньше расстояния от Земли до Солнца. По оценкам ученых, высокоэллиптическая орбита планеты приближает ее к обитаемой зоне звезды каждые 11 суток.

«Ross 508 b — это первое обнаружение суперземли с использованием одной лишь спектроскопии в ближней инфракрасной области»,

— отмечает Хироки Харакава, ведущий автор публикации об открытии в журнале Publications of the Astronomical Society of Japan.