В формате фитоматов. Водоемы очистят плавающими островами

В Белгородском государственном университете предложили свой подход к фитоочистке сточных вод, создав искусственные плавающие острова со специально выращенными для этих целей растениями. В проекте вместе с учеными НОЦ «Ботанический сад НИУ “БелГУ”» участвуют их коллеги из Института биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина РАН и экологи Яковлевского горно-обогатительного комбината.

Подобные технологии уже применяются, но уникальность белгородской системы фитоочистки заключается в ее конструкции и — главное — в подборе и способе выращивания для нее растений.

«Сложность заключалась в том, что информация об успешно применяемых технологиях фитоочистки сточных вод с помощью прибрежно-водных растений практически отсутствует или представлена в открытых научных источниках в крайне усеченном виде, — рассказывает директор научно-образовательного центра «Ботанический сад НИУ “БелГУ”» профессор Валерий Тохтарь. — К тому же в России эти технологии только начинают разрабатываться. Поэтому коллективу ботанического сада пришлось столкнуться с большим количеством научных задач, которые решались в кратчайшие сроки».

Проект осуществлялся в несколько этапов. Особенно кропотливой была работа по сбору и исследованию флоры, которая могла бы качественно фильтровать воду. Затем нужно было вырастить подходящий посадочный материал, обладающий биоаккумяционными свойствами, для этого использовалась инфраструктура лабораторно-тепличного комплекса НОЦ «Ботанический сад». Чтобы получить качественные растения с развитой корневой системой, в лаборатории биотехнологии растений НОЦ была разработана технология клонального микроразмножения.

Как отметил Валерий Тохтарь, в итоговом варианте системы используются четыре вида прибрежно-водных растений, которые способны в наибольшей степени поглощать токсиканты. Конструкция, сообща разработанная участвовавшими в проекте партнерами, представляет собой несколько линий искусственных плавающих островов, которые закреплены на противоположных берегах. Экспериментальной площадкой для апробации фитоматов (растительных модулей) стал водоем на территории Яковлевского ГОК.

Валерий Константинович сообщил, что после монтажа модули не нуждаются в специальном постоянном уходе и могут работать продолжительный период времени.

Сегодня ученые НОЦ «Ботанический сад» продолжают изучение растений на искусственных островах: как они адаптируются к новой среде, достаточно ли поглощают и аккумулируют загрязнители из воды. Это поможет в дальнейшем модифицировать и улучшить эксплуатационные свойства создаваемых систем фитоочистки воды.

Пресс-служба НИУ «БелГУ»