Пространства для прорывов. Названы актуальные и новые исследовательские фронты

Под занавес 2021 года компания Clarivate выпустила совместный с Китайской академией наук отчет «Исследовательские фронты 2021» (Research Fronts 2021) об актуальных и зарождающихся направлениях исследований. Это ежегодный труд, при подготовке которого аналитики из Института стратегической информации Института науки и развития и Национальной научной библиотеки Китайской академии наук в сотрудничестве с экспертами по библиометрии из Clarivate опираются на данные индекса Essential Science Indicators, созданного на основе Web of Science.

По итогам 2021 года были выявлены 110 наиболее активных фронтов (научных направлений) и 61 зарождающийся перспективный фронт (это сделано на основе анализа наиболее свежих рейтинговых публикаций).

Новый анализ быстро развивающихся направлений исследований отражает широкий спектр специальных областей и тем. При этом отчет 2021 года демонстрирует огромное влияние COVID-19 на глобальные исследования.

В краткой версии отчета, которая опубликована в официальном блоге Clarivate, отмечается, что в прошлом году задокументирован всемирный всплеск исследований коронавируса SARS-CoV-2 и его клинического течения. Однако соответствующие направления исследований не ограничиваются биологическими и медицинскими подразделами. Например, в социальных науках исследования были сосредоточены на аспектах пандемии, связанных с психическим здоровьем. Даже экологические факторы привлекли внимание в исследованиях того, как загрязнение воздуха повлияло на серьезность вспышек в горячих точках COVID.

В то же время в науках о Земле активный исследовательский фронт изучает другую насущную проблему: недавнее глобальное увеличение количества экстремальных осадков. Разработка точных и полных наборов данных для отслеживания и измерения осадков имеет решающее значение для понимания эпизодов катастрофических осадков. При этом изучение выбросов лесных пожаров также представляет собой область интенсивных исследований.

Другие исследовательские фронты представляют собой текущие разработки в различных областях науки. В химии, например, «хромодинамическая терапия» включает использование химической реакции в организме человека для уничтожения раковых клеток без вреда здоровым тканям. В биологии исследователи продвигают метод модификации генов, который повышает точность метода ­­CRISPR/Cas.

Тем временем астрономы и астрофизики изучают возможность того, что первичные черные дыры являются составной частью темной материи, составляющей значительную часть массы Вселенной.

Эти примеры представляют лишь небольшую выборку из 171 области специализации, приведенных в отчете.

Одновременно с отчетом «Исследовательские фронты 2021» выпущена и обновленная версия отчета «Исследовательские фронты 2021: актуальные направления и ведущие страны». В нем представлен более глубокий взгляд на методологию, включая подробные и детализированные показатели эффективности на национальных и институциональных уровнях 2021 года.

В нем среди 110 актуальных исследовательских фронтов особо выделены 22 направления.

Среди 61 нового исследовательского фронта выделяются 11 направлений.

В страновом рейтинге, составленном на основе анализа 171 исследовательского фронта, лидируют США, Китай, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австралия, Канада, Испания, Нидерланды. Россия занимает 18-е место.

Подготовила Светлана БЕЛЯЕВА