Диагноз из древности. Смертельно опасная по сей день бактерия заражала детей еще полторы тысячи лет назад

Трагическая смерть шестилетнего мальчика в раннесредневековой Англии предоставила ученым самые древние прямые свидетельства истории патогена под названием Haemophilus influenzae типа b. Это гемофильная палочка типа b, вызывающая гемофильную инфекцию, или ХИБ-инфекцию. О древнейшем из когда-либо диагностированных случаев этой бактериальной инфекции, который датируется около 550 года нашей эры, сообщает журнал Genome Biology.

Следующий подтвержденный случай имел место спустя 1300 лет, в 1892 году, когда Haemophilus influenzae была впервые идентифицирована. Несмотря на подобие в названии и симптомах с инфлюэнцей, гемофильная палочка вызывает не грипп, а куда более серьезные заболевания, такие как пневмония и менингит, особенно у детей раннего возраста.

С конца 1980-х годов существует вакцина против ХИБ, которая значительно ограничивает смертоносный патоген. ДНК, выделенная из зуба мальчика, похороненного на чумном кладбище в графстве Кембриджшир, свидетельствует о том, что ХИБ-инфекция поражала людей одновременно с первой исторически задокументированной пандемией, вызванной чумой, возбудителем которой является бактерия Yersinia pestis. Но взаимоотношения между Haemophilus influenzae и людьми, единственными хозяевами патогена, скорее всего, значительно старше, считает палеогенетик из Тартусского университета в Эстонии Мериам Гуэллил. Ее цитирует издание Science News.

Для ученых не стало неожиданностью, что в анализируемом образце зубной ткани ребенка сохранились также следы генетического материала чумной палочки. Гуэллил с соавторами считают, что первой мальчик мог подхватить ХИБ-инфекцию. И хотя респираторная инфекция следов практически не оставляет, коленные чашечки ребенка были сросшимися с бедренными костями, что находятся над ними. Такое случается, когда ХИБ покидает органы дыхательной системы и инфицирует суставы, поражение происходит за несколько недель. Этот мальчик уже был сильно болен, когда заразился Yersinia pestis, «но убила его, вероятно, именно чума», считает Гуэллил.

Исследования такого рода дают возможность изучать эволюцию патогенов, пишет Science News. Представленная работа — «великое достижение» для археологии, истории и изучения древних заболеваний, говорит Понтус Скоглунд, специалист в области древней геномики из Института Френсиса Крика в Лондоне.

«Подтвержденный случай Haemophilus influenzae у ребенка в раннем Средневековье указывает на возможность выявления большего количества случаев в исторические и даже в доисторические времена», — считает он.