А может быть, собака? Новые данные связывают истоки пандемии COVID-19 с пушистым обитателем Уханьского рынка

Международная группа ученых заявила об обнаружении генетических данных из образцов, собранных на рынке в китайском городе Ухане, которые связывают коронавирус с енотовидными собаками. Новые сведения подкрепляют версию о том, что пандемия могла быть вызвана инфицированным животным, объектом нелегальной торговли видами дикой фауны и флоры на Хунаньском оптовом рынке морепродуктов в Ухане. Образцы были получены в январе 2020 года, вскоре после того, как рынок был закрыт китайскими властями из-за подозрений в том, что он имеет отношение к вспышке нового вирусного заболевания. Они представляли собой мазки со стен и пола рынка, а также металлических клеток и тележек, используемых для перевозки животных.

В образцах, оказавшихся положительными по коронавирусу, ученые обнаружили генетические последовательности животных, большая доля которых пришлась на енотовидную собаку. Совмещение генетического материала вируса и животного в одном образце еще не означает, что сама енотовидная собака была инфицирована. Но даже если она была заражена вирусом, из этого не следует, что именно это животное передало вирус людям. Вирус мог попасть к человеку от другого животного или же кто-то, зараженный вирусом, мог передать его енотовидной собаке, поясняет The New York Times. Как бы то ни было, анализ позволяет утверждать, что енотовидные собаки — пушистые зверьки, похожие на лис и, как известно, способные передавать коронавирусы, — оставили свои генетические «подписи» в том же месте, где был обнаружен генетический материал коронавируса.

По мнению экспертной группы, которую представляют Майкл Воробей, эволюционный биолог из Университета Аризоны, вирусолог Кристиан Андерсен из Института Скриппс в Калифорнии и биолог Эдвард Холмс из Сиднейского университета, новые данные согласуются со сценарием попадания вируса к людям из дикой природы. В научной печати эти выводы пока не опубликованы, анализ был представлен в издании The Atlantic.

Новые генетические последовательности стали доступны для анализа международными экспертами после того, как китайские ученые, в числе которых были и аффилированные с Китайским центром контроля и предупреждения заболеваний, выложили в феврале этого года необработанные данные на международную платформу обмена генетическими данными GISAID. Удивительно, что сейчас этих данных там нет. Кто их удалил и почему, не ясно.