Великое разнообразие

Тысячи новых вирусов обнаружены в Мировом океане. С подробностями — Science.

Более пяти тысяч новых вирусов, обнаруженных в Мировом океане в ходе недавнего исследования, представляют собой рнковые вирусы, использующие в качестве генетического материала молекулу РНК. К ним относится, к примеру, коронавирус-возбудитель COVID. Исследования рнковых вирусов обычно сосредоточены на тех из них, что вызывают заболевания. Но это, по словам профессора-микробиолога из Университета штата Огайо (The Ohio State University) Мэтью Салливана (Matthew Sullivan), которые приводит Live Science, — лишь «тонкая прослойка рнковых вирусов на Земле». «Мы хотели исследовать их систематически в большом масштабе и изучить среду, в которую глубоко никто не проникал», — добавил он. В работе, которая опубликована журналом Science, ученые проанализировали 35 000 образцов воды, взятых из 121 места во всех пяти океанах Земли. Исследование проводилось в рамках глобального проекта по изучению влияния климатических изменений на океан Tara Oceans Consortium, его объектом были генетические последовательности планктонных организмов, часто сосуществующих с рнковыми вирусами. В этих последовательностях авторы искали древний ген под названием RdRp, который есть у всех рнковых вирусов, но отсутствует в других вирусах и клетках. В результате исследования удалось выявить свыше 44 000 последовательностей с искомым рнковым геном.
Гену RdRp миллиарды лет, и за это время он многократно эволюционировал, что затрудняет определение эволюционных взаимоотношений между его последовательностями у разных организмов. Ученые применили технологию машинного обучения и идентифицировали около 5500 новых видов рнковых вирусов, которые классифицируются в пределах пяти известных групп, но также требуют новых таксономических подразделений. По словам авторов, выяснение движущей силы, придающей в течение времени разнообразие последовательностям гена RdRp, может привести к пониманию процесса возникновения ранних форм жизни на Земле. «RdRp — возможно, один из самых древних генов, он существовал еще до того, как возникла потребность в ДНК. Так что мы не просто отслеживаем происхождение вирусов, мы также отслеживаем происхождение жизни», — сказал в комментарии Live Science один из руководителей исследования — Ахмед Зайед (Ahmed Zayed) из Университета Огайо.