Агрессивный «американец»

Ясенелистный клен опасен для алтайской природы

Ученый из Алтайского государственного аграрного университета Александр Бондарев опубликовал результаты исследования, в котором подсчитал ущерб, причиняемый лесному хозяйству региона неконтролируемым распространением американского клена (второе название — клен ясенелистный) .
Растение из Северной Америки было преднамеренно интродуцировано в Европу в XVII веке и начало вредить биологическому разнообразию коренной флоры. Сегодня американский клен внесен в Черную книгу инвазивных видов России.
А.Бондарев обращает внимание на то, что в Алтайском крае в последние 30 лет экспансия растения ведет к существенному изменению экосистем, в том числе к вытеснению и исчезновению аборигенных видов флоры. На участках кленовых зарослей отсутствует травостой, что препятствует восстановлению коренных древесных пород. Вегетативные части и семена клена не поедают дикие животные, в том числе насеко-
мые. «В сельхозугодьях края инвазия клена достигла катастрофических величин. На многих необрабатываемых полях, сенокосах и пастбищах возникли сплошные заросли клена. А ведь в России более 40 миллионов га заброшенных пахотных земель! И многие из этих территорий сегодня клен активно и беспрепятственно осваивает», — отмечает А.Бондарев.
Размер ущерба от растения увеличивается непрерывно и может быть оценен в зависимости от стоимости недополученной лесной продукции. Ученый АГАУ подсчитал, что, если с 1 га, заселенного «американцем», не будет получено древесины сосны обыкновенной примерно по 100 м3, размер ожидаемого ущерба составит 214,4 тысячи рублей на 1 га. Если учесть, что общая площадь лесного фонда Алтайского края составляет 4434 тысячи га (28% территории), то лесной отрасли грозит колоссальный ущерб.
Мировой и отечественный опыт показывает, что клен, по существу, неистребим. Пока только радикальные меры — неоднократные раскорчевки или применение гербицидов — могут дать ощутимый результат. Но самовольная рубка или уничтожение клена ясенелистного противоречат постановлениям Правительства РФ от 08.05.2007 года №273 и от 22.05.2007 года №310.
А.Бондарев призывает внести изменения в эти документы в части, касающейся инвазивного растения. Он предлагает и приемы борьбы с американским кленом, которые показали эффективность на практике. Одно-трехлетние деревца достаточно выдергивать с корнями. Клены, которые невозможно выдернуть, нужно обрезать до прекращения их плодоношения. Ученый подготовил листовку, которая популярно разъясняет вредные последствия распространения клена для землепользователей и охотничьих хозяйств.

Дмитрий Марьин