В саванну на урок

ТГУ приглашает в виртуальный заповедник

 Окончившая этим летом магистратуру Томского госуниверситета Юлия Прокудина в рамках своей диссертационной работы создала виртуальный заповедник, позволяющий изучать диких животных в пространстве, имитирующем среду их обитания. Экосистемы в нем выполнены максимально приближенными к жизни, причем пользователь может вносить в них изменения — убирать и добавлять новых животных, менять их ареал.
Новый IT-продукт открывает дополнительные возможности для обучения школьников. Музеи природы в перспективе смогут использовать заповедник для проведения виртуальных экскурсий в саваннах, тропических лесах, Арктике и других климатических районах. Работа выполнена на базе лаборатории VR/AR (виртуальной и дополненной реальности) Института прикладной математики и компьютерных наук ТГУ.
— В образовательном процессе изучение окружающей среды происходит в основном с использованием книг и презентационных материалов. VR-оборудование (для
создания виртуальной реальности) с каждым днем становится все более доступным, и поэтому добавление к имеющимся методикам программы — симулятора природы позволит разнообразить образовательный процесс, — объясняет Ю.Прокудина. — Изучение аналогов показало, что подобного IT-продукта на рынке и в образовательных учреждениях нет. Представлены лишь отдельные программы в VR — демонстрирующие модели животных, показывающие окружающую среду. Поэтому при выборе темы диссертации вместе с научным руководителем мы приняли решение о создании виртуального заповедника, сочетающего в себе все объекты и явления окружающего мира — от животных и растений до звуков и погодных условий.
Чтобы выполнить выпускную работу, студентке пришлось погрузиться в биологию: изучить классификацию живых организмов, их сред обитания, особенности поведения, взаимосвязи. В ее задачи также входили проектирование образа будущего продукта (разработка пользовательского сценария, интерфейса, анимации, аудиосопровождения и т.д.) и техническое воплощение идеи.
— Конечный IT-продукт позволяет пользователю самому создавать экосистемы, то есть добавлять новые объекты — животных, птиц, растения, — говорит Юлия. — Причем пользователь может наполнять любую экосистему любыми животными. Так, например, можно в Арктике расположить бурого медведя и провести его наглядное сравнение с белым медведем. Эффект присутствия позволяет получить представление об изучаемом объекте в сравнении с другими (по цвету, размеру) и относительно себя (все объекты воспроизводятся в естественном размере относительно роста пользователя).
В разработанном продукте есть инструкция для учителя (как создавать новые сцены, добавлять объекты) и ученика (рекомендации по перемещению в виртуальном пространстве). Как сообщил научный руководитель Ю.Прокудиной, заведующий лабораторией VR/AR Андрей Приступа на данном этапе создан работающий прототип. Со временем после доработки симулятор можно будет предложить образовательным учреждениям.

Пресс-служба ТГУ

Нет комментариев