Учить на упреждение

Педагогам не обойтись без цифровых компетенций

Мероприятия Россотрудничества, реализуемые в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», стали особенно востребованными при наступлении пандемии. Об этом говорили участники круглого стола, прошедшего в формате видеомоста между Москвой, Нур-Султаном (Казахстан) и Ереваном (Армения) на площадке МИА «Россия сегодня». В прошлом году при поддержке агентства запущены десятки международных проектов, направленных на развитие цифровой грамотности русскоязычных педагогов и школьников за рубежом. Курсы и вебинары для повышения компетенций преподавателей разработаны на базе ведущих российских университетов: НИУ «Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана» (МГТУ), Университета ИТМО, Московского городского педагогического университета и Финансового университета при Правительстве РФ.
Как сообщил заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов, грантовую поддержку получили 27 проектов. сегодня, по его данным, программа охватила около 100 тысяч человек, включая порядка 9 тысяч педагогов, свыше 79 тысяч школьников и 14 тысяч студентов. Им открыт доступ к цифровым технологиям и образовательным ресурсам, есть возможность заняться IT-разработками, участвовать в онлайн-олимпиадах и кружках.
Реализовать проекты в 46 государствах мира (СНГ, Европы, Латинской Америки, Азии и США) позволили инфраструктура Рос­сотрудничества за рубежом и портал «Российское цифровое сотрудничество», который уже привлек около 4 миллионов пользователей соцсетей.
— Уверен, все это даст ощутимый толчок продвижению русского языка и укрепит позиции России как цифровой державы. По откликам наших центров за рубежом, аналогичных проектов там нет, и это достаточно серьезная инновация, которую мы демонстрируем миру, — подчеркнул П.Шевцов.
Вице-президент Научно-образовательного центра МГТУ им. Н.Э.Баумана Маргарита Стоянова отметила высокий интерес зарубежных школьников, охваченных «Курсом молодого инженера» из проекта МГТУ «Инжинириум», к русскому языку, робототехнике, схемотехнике и другим предметам. Занятия в виртуальной лаборатории по производству крыла самолета из композитных материалов, позволяющей перевести практическое обучение в онлайн, увлекли ребят из самых разных стран, включая Австралию, Исландию, Алжир и другие. Курс, по данным вице-президента центра, уже освоили более 6 тысяч школьников и тысяча учителей.
В прошлом году Финансовый университет при Правительстве РФ запустил пять мотивационных образовательных онлайн-программ для привлечения зарубежных специалистов в нашу цифровую экономику. Проректор по цифровизации вуза Алексей Аносов сообщил, что 1 октября стартуют еще десять.
— Подобные проекты позволяют высшим учебным заведениям переосмыслить себя на рынке образовательных услуг и получить необходимый опыт, — уверен проректор.
Успешно работает в Республике Казахстан первый Международный центр «Инжинириум МГТУ им. Н.Э.Баумана», открытый по франшизе на базе Алматинского университета энергетики и связи.
— Благодаря опыту и компетенциям «Бауманки» мы смогли модернизировать существующую модель образования, и теперь она способна гибко реагировать на запросы города и страны в целом. Сейчас идет набор в группы программирования и робототехники, 3D-моделирования и еще по ряду дисциплин в онлайн- и офлайн-форматах, планируется открытие филиала центра в Нур-Султане, — сообщил сооснователь Центра «Инжинириум», партнер МГТУ им. Н.Э.Баумана в Республике Казахстан Аслан Сейтимов. Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков отметил необходимость поддержки проектов по подготовке преподавателей за рубежом:
— Это принципиально важно. Особенно сейчас, когда многие перешли на онлайн-обучение, — сказал он. — От того, как педагог в зарубежной школе сможет донести до своего ученика преимущества обучения в Российской Федерации, во многом будет зависеть его интерес к нашей стране.
Популярным среди учителей стал конкурс педагогического мастерства «Закачай знания!». Он нацелен на выявление лучших иностранных педагогов, применяющих технологии в образовательном процессе. Конкурс, по определению главы Россотрудничества, стал «уникальной площадкой для коммуникаций и диалога учителей, которые преподают не только русский язык как иностранный, но еще математику, технологию, информатику». Руководитель проекта «Закачай знания!» Галия Галямова добавила, что в 2020 году число участников удвоилось, они представляют 40 стран.
— В этом году мы видим заметный рост интереса к конкурсу у учителей из Прибалтики, наладилось взаимодействие с Азербайджаном. В финал вышли представители Вьетнама, Египта, Белоруссии — всего из 14 стран. Обычно итоговое мероприятие проходит в Москве в традиционном формате, но из-за обострения эпидемиологической ситуации сроки его проведения пока не определены, — сказала Г.Галямова.
Немало теплых слов в адрес организаторов прозвучало от зарубежных спикеров видеомоста. Занявшая третье место на прошлогодних состязаниях «Закачай знания!» преподаватель русского языка и литературы Азиза Адилбаева (первое взяла финалистка из Индии, второе — представительница Турции, все получили сертификаты на заочное обучение в российском вузе) рассказала о том, что конкурс подвиг участников на объединение в сетевую группу, а затем и в проектную команду. Коллеги уже организовали несколько международных конференций и решили стать амбассадорами знаний от Рос­сотрудничества в своих странах.
— Конкурс должен иметь свое продолжение: результаты есть, это огромная площадка для реализации интересных идей и обмена опытом, — уверена она.
С нетерпением ждет завершающего этапа конкурса финалистка этого года, учитель математики из Армении Рипсиме Авакян. Ей, как и другим конкурсантам, полученные цифровые навыки и знания помогли в условиях самоизоляции быстро и эффективно организовать дистанционное обучение.
— Когда пандемия остановила все, у учителей появилась возможность осмыслить ситуацию и получить нужные знания, а затем свободно использовать новые технологии, чтобы строить «мосты» к ученикам и их родителям, — сказала педагог.
В сентябре Россотрудничество запустило онлайн-сервис «Учись в России!», где для зарубежных абитуриентов подготовлен набор онлайн-курсов по подготовке к ЕГЭ — с интерактивными презентациями, виртуальными лабораторными работами и цифровыми тренажерами, а также обеспечена связь с сопровождающими обучение преподавателями и методистами. В материалах, представленных на сайте и соответствующих нашим образовательным стандартам, много внимания уделено изучению русского языка как иностранного.
— Мы открыты для предложений и инициатив, касающихся любых востребованных направлений и форматов, будь то семейное обучение или технологии виртуальной реальности, — заверил Е.Примаков, пообещав, что поддержка проектов цифрового образования будет продолжаться.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев