Пул релевантных

Кто задает тон в образовательном сообществе

 Плановая трансформация отечественного образования, как и вынужденные скоропалительные изменения, происходящие в нем в условиях борьбы с пандемией, широко обсуждаются в сообществе. Важное влияние на ход этой дискуссии, призванной в свою очередь воздействовать на ключевые решения регуляторов образовательной отрасли, оказывают мнения экспертов. К кому из профильных специалистов особенно внимательно прислушивается аудитория? Кто сегодня входит в группу наиболее авторитетных аналитиков в сфере образования? Определить этот пул взялся Центр политической конъюнктуры (ЦПК), где составили первый рейтинг такого рода по заказу Экспертного института социальных исследований.
При ранжировании применялся индекс востребованности, который формируется из четырех критериев. Первый оценивает частоту упоминаний имени эксперта, его статей, колонок и комментариев, связанных с образовательной темой и опубликованных в отечественных СМИ. Второй учитывает степень признания экспертов внутри профессионального сообщества. Этот показатель выявлялся путем анкетирования их коллег. Кроме того, при ранжировании оценивались популярность его участников среди пользователей соцсетей, а также научная и публицистическая активность (наличие академических работ, представленность на тематических конференциях, круглых столах и иных публичных мероприятиях).
В рейтинг вошли 48 экспертов. Это ученые ведущих университетов России и директора школ (они составляют большинство), представители исследовательских структур, благотворительных фондов, профсоюзных организаций, СМИ и других организаций. Возглавил список Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, директор по исследованиям развития человека НИУ ВШЭ. Второй по весомости результат получил президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко. На третьем месте — заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. В первую десятку самых популярных профильных экспертов также вошли научные руководители Института образования НИУ ВШЭ, Института проблем образовательной политики «Эврика» и Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Исак Фрумин, Александр Адамский и Виктор Болотов, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург, ректор Московского государственного педагогического университета Игорь Реморенко, а также директора ФИРО РАНХиГС и Института неформального образования (INO) Максим Дулинов и Дима Зицер.
На основе исследования авторы сделали несколько ключевых выводов о том, как строится сегодня взаимодействие авторитетных специалистов с обществом и насколько оно эффективно. По словам аналитиков, эксперты, обладающие весом в профессиональном сообществе, слабо вовлечены в процесс принятия политических решений. Так, из тех, кто занял позиции на этой рейтинговой шкале, только Ю.Зинченко и В.Болотов вошли в общественные советы при Минпросвещения и Минобрнауки.
При высоких показателях по одним критериям ранжирования участники рейтинга порой демонстрируют низкие по другим. Например, А.Асмолов, И.Фрумин, А.Адамский обладают большим авторитетом в профессиональном сообществе, но далеко не так популярны в социальных сетях, а многие эксперты вообще не имеют там подписчиков.
Чаще всего весомые для общественной экспертизы комментарии встречаются в Facebook — наиболее востребованной площадке для дискуссий по образовательной теме. А в целом показатель информационной активности большинства экспертов оставляет желать лучшего, и главную причину этого составители рейтинга усматривают в медиа, которые обращаются за комментариями к «нерелевантным спикерам».

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев