Прибыль с убылью

Рост затрат на образование не спас науку от дефицита кадров

Расходы на высшее образование в России по состоянию на 2020 год сопоставимы с аналогичными затратами в Италии, Испании, Германии, Франции, Японии. У нас этот показатель составил 1% ВВП (на все уровни образования — 4,6%), у них — 0,9-1,2%. Одновременно объем российских вложений в данный сегмент отстает от расходов в США, Великобритании, Канаде, Швеции и Республике Корея (1,4-2,5%). Такие данные в конце января были опубликованы в свежем статистическом сборнике «Индикаторы образования». С 2007 года эту серию издает Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) совместно с Минобр-науки, Минпросвещения и Росстатом. В 2022-м к традиционной группе показателей, которые характеризуют ситуацию в отечественной образовательной сфере, добавилась информация об участии россиян в непрерывном образовании, а также онлайн-обучении и подготовке кадров для цифровой экономики.
Эксперты констатируют, что на начало прошлого учебного года доля проходящих обучение за бюджетные средства бакалавров, магистрантов и специалистов составляла 47% от общего числа студентов и за предыдущее десятилетие она выросла на 10%. В текущем и последующем учебных годах больше всего бюджетных мест отведено для будущих педагогов, айтишников, медиков и специалистов сельского, лесного и рыбного хозяйства.
За 10 лет государственные расходы на одного студента-бюджетника увеличились на 11,4%. В 2020 году их объем достиг 393,3 тысячи рублей. Две трети всех выпускников вузов (около 560 тысяч человек) закончили программы бакалавриата. Обладателями дипломов магистров стали 185,2 тысячи человек, специалистов выпущено более 105 тысяч. Менее трети из них получили инженерно-техническое образование, а большинство (41,2%) вышло из университетов молодыми управленцами, психологами, экономистами, юристами и т. п. По подготовке профессионалов в сфере ИКТ (5%) мы слегка опережаем США, Германию и Республику Корея (4,5-4,7%). Прием на направления обучения в области цифровых технологий (математика и механика, компьютерные и информационные науки, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность и другие) в 2020 году достиг 13% от общего объема (в 2018-м — 11,3%). Добавим также, что в течение десяти лет почти в три раза выросло число иностранных студентов (с 2,3% до 7,7%).
Аспирантуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку закончили 38,5 тысячи человек. Лишь 8,9% аспирантов завершили обучение защитой диссертации. Это говорит о продолжающейся отрицательной динамике. Согласно данным экспертов НИУ ВШЭ, если в 2013 году в срок (то есть за время обучения или в течение года после выпуска) защищалась примерно треть учащихся аспирантуры, то в 2019-м — только каждый десятый. Этот фактор обусловил снижение числа кандидатов наук в возрасте до 29 лет более чем вдвое с 2013 года на фоне дефицита научных кадров.
Что касается доли молодых преподавателей университетов (до 35 лет), то она составляет 13,5% от общего контингента. Научные степени кандидатов и докторов наук имеет приблизительно треть преподавательского состава. Число студентов в расчете на одного работника ППС в последние годы остается стабильным: 12 человек. Этот показатель сопоставим с показателями, к примеру, Германии или Великобритании (12 и 11 соответственно). Существенно больше студентов на одного преподавателя в университетах таких европейских стран, как Ирландия (23), Бельгия (21) или Италия (20).
В 2020 году в непрерывном образовании (включая формальное, дополнительное и самообразование) участвовали 43,2% россиян в возрасте 25-64 лет, при этом более 56% из них — люди с высшим образованием. Среди трудоустроенных граждан таких лиц больше — почти половина от общего числа. Наибольший охват непрерывным образованиям наблюдается в таких сферах, как добыча полезных ископаемых (63,2% респондентов) информация и связь (61,6%), научно-техническая (59,2%), финансовая и страховая (58,1%), образование (59,3%).
Приведенные в исследовании данные о мотивации этой возрастной группы к освоению новых компетенции или профессионального совершенствования говорят о том, что чаще всего к участию в непрерывном образовании стремятся лица, нуждающиеся в дополнительных знаниях (44,9%) и нацеленные на достижение более высоких результатов работы (27,6%). На третьем месте — расширение кругозора, повышение культурного уровня, развитие повседневных навыков (8,9%). Доли тех, кто учатся ради трудоустройства или смены места работы, повышения зарплаты или продвижения по службе, находятся в диапазоне 4,9-8,5%. Намерены впредь участвовать в непрерывном образовании 19,2% граждан в возрасте 25-64 лет, и наиболее активна в этом плане группа 25-29-летних (33,9%), почти половина представителей которой уже успела приобщиться к дополнительному обучению.
Первый год в условиях пандемии (2020-й) стал годом массового внедрения в вузах электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Авторы исследования установили, что на начало прошлого учебного года по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры 47,4% от общей численности студентов побывали на дистанте, а более трети (37,5%) пользовались электронными средствами обучения. Число тех, кто к началу учебного года перешел исключительно на эти технологии, невелико — 1-2%. Зафиксировано также, что стопроцентной обеспеченности университетов персональными учебными компьютерами с доступом к Интернету к концу года достичь не удалось, общий показатель — 94,1%. Оказалось, что лучше укомплектованы необходимой техникой частные вузы, — на 98, 7% (государственные и муниципальные — на 93,9).
Исследование показало, что, согласно данным на октябрь 2021 года, 94 российских университета разместили 1262 онлайн-курса на 59 образовательных платформах, представленных в государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». В ТОП-10 по числу этих платформ вошли: «Открытое образование» (199), Stepik (164), «Росдистант» (100), «Образование на русском» (88), «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ» (74), «Универсариум» (61), MOOPED (Moodle Open Education) Поволжского государственного технологического университета (54), «Открытая онлайн-академия Финансового университета» (48), «Дистанционное обучение ДПО РУДН» (39) и «е-Сибирь» Сибирского федерального университета (32).

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев