По полному циклу

Почему инженеры-физики нарасхват на глобальном рынке?

Так уж получилось, что российская атомная промышленность отмечает свое 75-летие в условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Новая реальность заставила внести коррективы в обширную программу юбилейных мероприятий, но не смогла испортить атомщикам праздник. Апогей торжеств пришелся на конец лета. Дело в том, что 20 августа 1945 года считается символическим днем рождения отечественного атомного комплекса. В этот день было подписано постановление о создании Специального комитета при Госкомитете обороны СССР для управления работами по урану.
Атомный проект дал мощный толчок к ускоренному развитию как ядерной отрасли, которая стала одной из опор национальной экономики, так и всей отечественной науки и техники.
Сегодня госкорпорация «Росатом», обеспечивающая работу ядерного сектора страны, входит в число не только национальных, но и глобальных технологических лидеров. Этот успех определяют высококлассные специалисты отрасли, которых готовит, в частности, базовый вуз «Росатома» Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» с разветвленной сетью филиалов.
Проректор вуза Наталья БАРБАШИНА и заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ «МИФИ» Георгий ТИХОМИРОВ рассказали «Поиску» о том, как формировалась знаменитая на весь мир система российского ядерного образования, каковы ее преимущества и перспективы.
— Можно ли сказать, что история МИФИ и ядерной отрасли неразрывно связаны?
Г.Т.: — Конечно. Прообразом МИФИ и базой для его создания стал инженерно-физический факультет, организованный в Московском механическом институте боеприпасов в ноябре 1945 года, чтобы готовить кадры для атомного проекта.
В послевоенные годы в нашей стране развернулась большая работа по использованию энергии атома в мирных целях. В ходе строительства в Обнинске первой в мире АЭС появилась необходимость сосредоточить подготовку кадров для атомной отрасли в одном вузе. Им стал образованный в 1953 году Московский инженерно-физический институт. Основатели МИФИ сформулировали основные подходы к формированию так называемых «ядерных» компетенций: фундаментальная физико-математическая подготовка, углубленное изучение инженерных дисциплин; исследовательская работа в лабораториях вуза, практика и дипломное проектирование на атомных предприятиях. За почти семь истекших десятилетий институт прошел несколько этапов развития, менялись его структура и задачи, но исходно заложенным принципам он следовал неукоснительно.
— С чем были связаны происходившие в МИФИ преобразования? К чему они в итоге привели?
Г.Т.: — До 1990-х годов ядерное образование подстраивалось под потребности развивающейся атомной промышленности: создавалась уникальная приборная база, открывались все новые направления, кафедры, лаборатории. В перестроечный период руководство института использовало стратегию диверсификации, расширяя направления образовательной деятельности. Нащупывались точки роста, по которым институт мог выйти на мировой уровень. Накопленный опыт стал применяться для подготовки специалистов в различных высокотехнологических отраслях: лазерной и плазменной физике, электронике, кибернетике. Были введены экономические и юридические специальности с «ядерным» уклоном. Закрытый ранее институт открылся миру — сотрудники МИФИ активно включились в международное сотрудничество.
В 2008 году с началом реорганизации ядерной отрасли и созданием госкорпорации «Рос-атом» МИФИ был преобразован в Национальный исследовательский ядерный университет. В его состав кроме московской площадки вошли более двадцати учебных заведений, расположенных в регионах, где работают предприятия атомной отрасли. Сегодня ядерное образование в основном сосредоточено в Институте ядерной физики и технологий НИЯУ «МИФИ».
— Как на практике формируются уникальные компетенции инженера-физика, о которых вы упомянули? В чем особенности современного учебного процесса?
Н.Б.: — Образовательный процесс в НИЯУ «МИФИ» складывается из нескольких составляющих. Базовая компонента включает преподавание математики, физики, иностранных языков, инженерных наук. Она в большой мере консервативна, хотя и здесь случаются прорывы. Так, в инженерном деле МИФИ осуществил революционный переход «от кульманов к цифре». Совместно с Атомстройэкспортом, подразделением «Росатома», занимающимся проектированием и строительством АЭС, мы запустили интересный образовательный проект «Высшая инжиниринговая школа» по целевой подготовке специалистов в области цифрового инжиниринга, направленный на реализацию стратегических приоритетов «Росатома».
Наряду с базовыми студентам читаются специальные курсы. Это гибкие, постоянно модернизируемые с учетом современных тенденций, компактные учебные блоки. Завершающий этап подготовки — дипломный проект, в рамках которого студент принимает участие в работе над реальным проектом, выполняемым в институтских лабораториях или на предприятиях-партнерах.
В идеале наш выпускник должен уметь обеспечивать полный жизненный цикл атомного объекта на пути от идеи и постановки задачи до проектирования, изготовления, получения результата, вывода из эксплуатации. Поэтому в каждой «выпускающей» лаборатории выполняются работы по грантам и контрактам, имеются установки, соответствующие программы для расчетов. Готовя курсовые и дипломные работы, студенты участвуют в реальных проектах, связанных с фундаментальными исследованиями или разработкой и внедрением ядерных технологий.
Образовательную траекторию каждого обучающегося мы, как конструктор, складываем из большого и разнообразного набора дисциплин, ориентируясь на индивидуальные предпочтения студента и требования заказчика. В рамках программы «двойного диплома» НИЯУ «МИФИ» и Всероссийской академии внешней торговли наши выпускники получают очень востребованную специальность «физика и экономика ядерных энергетических технологий». По заказу компании-производителя ядерного топлива «ТВЭЛ», входящей в «Росатом», открываем курс по выводу из эксплуатации ядерных объектов.
— Подготовленные вами специалисты остаются в отрасли? Много ли тех, кто получает хорошее образование и не идет работать по профилю?
Н.Б.: — У нас очень хороший показатель по распределению в профильные организации и в Москве, и в филиалах. Атомная отрасль активно развивается и предлагает конкурентоспособные рабочие места. Наши выпускники — одни из самых высокооплачиваемых в инженерной сфере. Многие ребята поступают в аспирантуру и потом занимаются исследованиями. Поскольку университет вышел на международный рынок, к нам приезжает учиться в магистратуре и аспирантуре, а также повышать квалификацию молодежь из-за рубежа, в основном из стран, вставших на путь развития атомной энергетики.
— Как сегодня строится международное взаимодействие?
Н.Б.: — НИЯУ «МИФИ» активно сотрудничает с МАГАТЭ по управлению и сохранению ядерных знаний и разработке образовательных программ. Если говорить об экспорте образования, одно из направлений связано с выходом «Росатома» на зарубежные рынки. Сейчас, например, строятся атомные станции в Турции, и мы подготовили для них около тысячи будущих сотрудников. В прошлом году вместе с «Росатомом» открыли в Республике Узбекистан первый зарубежный филиал НИЯУ «МИФИ», в котором растим кадры для создающейся там АЭС.
Отправляют на обучение своих граждан и страны, где только начинают создаваться центры ядерной науки, исследовательские реакторы. К нам приезжают получать образование и частные лица. Большой запрос на программы по физике высоких энергий, ускорительной физике.
— Обозначьте конкурентные преимущества «мифического» ядерного образования на глобальном рынке.
Г.Т: — В Европе в университетах есть ядерные специальности, но мало «ядерных» студентов. Молодые люди там поступают на эти специальности неохотно. У нас же интерес к направлению большой, студентов много, поэтому развиваются более эффективные коллективные формы обучения. Еще одно наше преимущество — двуязычная среда. В Китае мас-совость есть, но часто отсутствуют программы на английском языке. Мы же идем по пути американских и сильных европейских вузов, которые создают многонациональную англоязычную среду и отбирают лучших. Это главный мировой тренд в высшем образовании. В последнее десятилетие НИЯУ «МИФИ» ему следует, привлекая сильных мотивированных абитуриентов, в том числе иностранных. По проходному баллу наш университет входит в десятку лучших в стране, причем конкурс на ядерные специальности не меньше, чем на прочие.
Ну, и несомненным достоинством НИЯУ «МИФИ» являются наличие собственной уникальной научно-технической базы для проведения исследований и участие в работе международных ядерных центров.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев