Овраг сокровищ

Неандертальские орудия из кости слона обнаружены в Италии. Об этом пишет Sci-News.com.

Около 400 000 лет назад предшественники современных гоминид, скорее всего неандертальцы, обитавшие на территории нынешней Италии в среднем плейстоцене, разделывая туши слонов, использовали их кости для производства уникальных и разнообразных орудий. Некоторые из них были выделаны довольно искусно, а распространение этот метод получил спустя 100 000 лет, пишет издание Sci-News.com со ссылкой на исследование, которое провели американские археологи из Университета Колорадо в Боулдере (University of Colorado Boulder). «Мы видим другие места с орудиями из кости, датируемые тем же временем. Но они не столь разнообразны по форме», — говорит Паола Вилла (Paola Villa), помощник куратора в Музее истории естествознания при Университете Колорадо и сотрудник Итальянского института палеонтологии человека (Istituto Italiano di Paleontologia Umana).
Доктор Вилла вместе с коллегами изучала артефакты из Кастель-ди-Гвидо, археологического памятника на открытом пространстве в 20 км от Рима, на южной стороне вулканического комплекса Монти Сабатини. Раскопки в Кастель-ди-Гвидо велись с 1979 по 1991 год на площади 1100 кв. м и принесли большое количество остатков фауны и артефактов, в основном больших и малых орудий, в том числе нуклеусов и отщепов. «Сотни тысяч лет назад на этом месте был большой овраг, образованный пересыхающим потоком, прямобивневые слоны вида Palaeoloxodon antiquus приходили сюда на водопой и иногда погибали», — поясняет Вилла. Обитавшие здесь же годами гоминиды находили применение этим останкам. «Они изготовляли орудия с использованием систематического, стандартизированного подхода, чем-то напоминающего работу отдельного человека на примитивном конвейере», — говорит археолог.
В исследовании находок из Кастель-ди-Гвидо ученые идентифицировали 98 орудий из кости слона. Некоторые из орудий были остроконечными и теоретически могли использоваться для разделки мяса. Другие были клинообразными, и ими можно было расщеплять тяжелые слоновьи бедренные и другие длинные кости. Но одно из орудий выделяется среди прочих. Это артефакт, вырезанный из кости дикого быка, он длинный и гладкий с одного конца, напоминающий гладило, орудие, которое гоминиды использовали для выделки шкур. Распространение этот тип инструментов получил около 300 000 лет назад. В других местах 400 000 лет назад люди просто использовали любой костный фрагмент, который им попадался, говорит Вилла. Авторы исследования предполагают, что гоминидами — обитателями Кастель-ди-Гвидо были неандертальцы. Их орудия описаны в журнале PLoS ONE.