Не жалея живота

Царь-реформатор работал на износ

По мнению куратора выставки «Петр I и его эпоха» кандидата исторических наук Натальи БОЛОТИНОЙ, главного специалиста Российского государственного архива древних актов, мощнейшей личности царя-реформатора соответствовал бы Московский Манеж, а не три скромных зала Госархива РФ. Организаторы экспозиции — Федеральное архивное агентство, Русское историческое общество и Российский государственный архив древних актов — хранитель основного документального наследия Петра, а это сотни, если не тысячи документов. Порядка 250 из них увидят посетители. Удивительно, но факт: недавно открывшаяся выставка, посвященная празднованию 350-летия со дня рождения Петра I, едва ли не первая в постсоветское время, представляющая неординарного правителя. Раньше экспозиции рассказывали лишь об отдельных событиях, прославлявших правление императора, например, в Полтавском сражении.
— Царевич Петр родился 30 мая 1672 года в Теремном дворце Московского Кремля, — начинает рассказ Наталья Юрьевна, — от второго брака царя Алексея Михайловича с 19-летней Натальей Кирилловной Нарышкиной. Впервые выставлены так называемая разрядная книга с записью о рождении и крещении Петра, его учебная тетрадь, свидетельства о бракосочетании с Евдокией Лопухиной, рождении сыновей Алексея и Александра, умершего в младенчестве. Мы стремились показать ключевые моменты правления Петра, запечатленные в документах. Большое место в них занимает Северная война (1700-1721), завершившаяся подписанием Ништадтского мирного договора со Швецией. Его текст демонстрируется впервые. Победы русского оружия позволили установить постоянные дипломатические отношения с ведущими мировыми державами. Интерес посетителей, думаю, вызовет доклад, подготовленный для Петра I, о взаимоотношениях России с разными странами. И напротив каждой стоят его личные пометки. Одна из них касается порядка решения спорных вопросов с английским королем.
Как в калейдоскопе, представлены символизирующие петровскую эпоху нововведения императора, буквально перевернувшие жизнь страны. Строительство новой столицы на Неве. В экспозиции — гравюры с видами первых построек Санкт-Петербурга, рисунок фигуры покровителя города — медного ангела на шпиле Петропавловского собора. Недавно мне удалось найти указ царя о праздновании Нового года 1 января и распоряжение о переходе на новое летоисчисление, написанные им собственноручно: «Сего генваря перваго дни начать Новой год праздновать 1 генваря, которой пред сим отправляли сентября 1». А также о введении гражданского шрифта, которым стали набирать первую российскую газету — «Ведомости».
— Какие документы представляют наибольший интерес лично для вас?
— Пожалуй, материалы, связанные с усилиями Петра добиться, чтобы в России было больше образованных людей. В частности, запрет на женитьбу, пока молодой человек не выучится. Существовало расхожее мнение, что это исторический анекдот, но мы демонстрируем указ: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей цыфири и геометрии, и положить штраф такой, что не вольно будет жениться, пока сего выучится». Замечу, что при Петре государственная и воинская служба становится обязательной для дворян, однако неучей к ней не допускали.
Интересны впервые показанные записные книжки — царь всегда носил их с собой. Точнее, справочники, которые могли понадобиться ему в любую минуту. В них, например, таблица умножения, данные о размерах кораблей и их вооружении. Многие записи так и остаются нерасшифрованными, поскольку сделать это оказалось далеко не просто. Впервые посетители увидят автографы царя, убедятся, каким беглым и неразборчивым был его почерк. Получат представление о стиле его работы. Например, указание членам коллегий, как следует проводить заседания, устраивать школы в губерниях, организовать работу прокуратуры. Наставление из именного указа Петра I президентам коллегий о заседаниях и порядке диспутов между членами при решении дел: «Такъже, хто станет говорит речи, другому не перебиват, но дат окончат, и потом другому говорит, как чесным людем надлежит, а не как бабам торговкам». И, конечно, многочисленные письма. Например, жене Екатерине Алексеевне — из Парижа, где он познакомился с еще совсем маленьким Людовиком XV. Похоже, у него возникла мысль: не выдать ли за подрастающего французского короля дочь Елизавету (она была примерно того же возраста).
— Что за человек был Петр I, каким его видят посетителями выставки?
— Мы стремимся показать царя не только как выдающегося правителя, победителя шведов, «прорубившего окно в Европу», но и как человека многогранного, импульсивного, со своими достоинствами и недостатками. Ключевой момент его биографии, еще в детстве оказавший огромное влияние на психическое здоровье будущего императора, — стрелецкий бунт в мае 1682 года. Когда стрельцы ворвались в Кремль и потребовали, чтобы Наталья Кирилловна вывела детей, включая Петра, на всеобщее обозрение, и на их глазах мучили и убивали вельмож, приближенных к семье Нарышкиных. Юного Петра поразила жестокость стрельцов по отношению к близким ему людям. Не здесь ли истоки его недоверия к придворным? Впоследствии он стремился окружать себя преданными лично ему сподвижниками независимо от их социального статуса.
Мне даже кажется, что Петербург он построил так, чтобы город хорошо просматривался, чтобы не было в нем темных закоулков, где легко устроить засаду. Не в пример Москве, в которой он прожил 36 лет, но не любил, а, возможно, даже опасался. Однако именно здесь зародились его грандиозные планы, касавшиеся переустройства государства.
К сожалению, многое о личности Петра так и остается неизвестным. Нет даже объективной его биографии. Одни авторы безудержно его восхваляют, другие видят в нем садиста с патологическими изменениями психики. Но читаешь письма грозного царя дочерям Анне, Елизавете и Наталье (от первого брака и признанные цесаревнами) и перед тобой — нежнейший, заботливый отец: «Анньшка и Лизетка, здравьствуйте! Мы с матерю, слава Богу, здоровы и на сей недели пойдем в путь свой. Великой девице нашей великой поклон и целованя отдайте, также и внучат поцелуйте от нас». (У Петра было очень много детей, но выжили немногие — детская смертность тогда была необычайно высокая. В Европе — тоже.) Он заботился о бесконечных племянницах, но и норовил использовать их в политических целях. Возможно, отцовские чувства Петра всколыхнулись в связи с трагической историей Алексея — с ним он обошелся необыкновенно жестоко. Ни в коем случае не оправдывая царя, скажу, что предательство сына он переживал чрезвычайно болезненно. Его потрясли бегство и измена Алексея во время Северной войны. (Как и случай с гетманом Мазепой, которому безоговорочно доверял и приблизил как своего соратника.) Стремясь преобразовать Россию, Петр себя не щадил, работал на износ, «не жалея живота своего», интересы государства ставил выше личных. Такого же самопожертвования требовал от своих подданных, но не все были на это способны. Удивительно, но историки до сих пор открывают для себя что-то новое в этом выдающемся человеке, и у большинства из них свой взгляд на Петра. И самое разумное, как мне кажется, — ориентироваться на того автора, чье мнение отвечает твоему представлению об этой неординарной личности.
— У реформ Петра были и горячие сторонники, и ярые противники. Ваша позиция?
— Да, взгляды диаметрально противоположные. Реформы породили западников (сторонников) и славянофилов (противников). И зародились эти движения еще при жизни Петра. Хотя идеи обновления, в первую очередь армии, давно носились в воздухе. Но именно он создал регулярную армию с системой набора солдат, требованиями к их вооружению и снабжению. А для этого развивал промышленность. Железную руду добывали под Тулой, можно сказать, дедовскими способами. Петр велел заводить шахты и заводы на Урале. Сначала они были казенными (государственными), потом приватизированными. Мы показываем документы, из которых видно, какие привилегии вводили на Урале для скорейшего открытия металлургических заводов. Потребность в обмундировании армии привела к созданию легкой промышленности — суконных и пуговичных фабрик и др. Для кораблей нужны были паруса и канаты — значит, надо строить новые фабрики и заводы. Это при Петре едва ли не впервые в отечественной истории началось импортозамещение. Бумагу всегда закупали за границей, но царь распорядился делать свою — и появилась еще одна отрасль промышленности. Для грандиозных преобразований требовались огромные средства. Так возникла новая профессия — прибыльщиков, придумщиков новых налогов. Введены были законы прямого и косвенного налогообложения, потребовавшие системы подушной переписи населения (перечитайте «Мертвые души»). До обывателей петровские нововведения доходили в виде законодательных актов — указов-однолистков, их также демонстрирует экспозиция. Печатались они на типографских станках и вывешивались на въезде в города и на торговых площадях. Но чтобы их прочесть, нужно было учиться. Страна стремительно обновлялась, о чем и сообщали «Ведомости», набиравшиеся гражданским шрифтом, также введенном Петром (мы показываем первые экземпляры газеты). Открылась Кунсткамера — первый отечественный музей со всякими диковинами, еще одно детище Петра. И, конечно, проекты образования Академии наук, 300-летний юбилей которой мы будем отмечать через два года. Таких новшеств, введенных российским государем, не счесть. А прожил царь Петр всего 53 года.
Выставка «Петр I и его эпоха» будет работать до 19 июня.

Записал Юрий ДРИЗЕ

Нет комментариев