Не оставят за бортом?

Ученым готовят новую систему оплаты труда

Как оценивают в Министерстве науки и высшего образования РФ финансовые итоги прошедшего года и перспективы нынешнего? Какие новации в оплате труда собираются внедрять, выполняя поручения президента? Об этом активу Мос-ковской региональной организации Профсоюза работников РАН в ходе видеоконференции рассказал заместитель главы Минобрнауки Андрей Омельчук, курирующий, в частности, работу Департамента экономической политики.
Завершившийся год с точки зрения финансирования выдался удачным, считает чиновник. Обеспечение государственного задания увеличилось на 6%. Это ниже официального уровня инфляции, но значительно больше, чем было заложено в проект закона о бюджете.
Самой серьезной статьей в этой «добавке» стала зарплата ученых. В конце ноября правительство приняло решение о выделении дополнительных средств на выполнение «зарплатного» указа президента, из них 5,2 миллиарда рублей досталось сотрудникам научных организаций.
— Нам пришлось серьезно потрудиться, отстаивая эту цифру во взаимодействии с Минфином. Убедили, что в Год науки и технологий наши научные организации необходимо поддержать. При этом министерство попросило руководителей институтов обратить особое внимание на поощрение молодых исследователей, и на эти цели пошла примерно треть выделенной суммы, — рассказал Андрей Омельчук.
Он напомнил, что в последние годы Минобрнауки разными способами подталкивает своих подведов к омоложению кадрового состава. Наличие в коллективах научной молодежи стало одним из ключевых показателей эффективности работы организаций и их руководителей.
С той же целью министерство реализует ряд целевых программ. С 2019 года финансируется создание молодежных лабораторий, которыми руководят исследователи в возрасте до 39 лет. К сегодняшнему дню их создано уже 500. В первые два года акцент был сделан на научные институты, а в 2021-м — на университеты. План на текущий год — 150 лабораторий. Условия отбора обещают обнародовать в ближайшее время.
Менее гладко обстоят дела с программой трудоустройства выпускников университетов на научно-исследовательские позиции, которая была запущена в регионах в 2020 году. С момента старта в ней приняли участие более ста научных организаций. При финансовой поддержке Минобрнауки за два года они взяли на временную работу более двух тысяч вчерашних студентов, пожелавших испытать силы на научном поприще. Было обещано продлить программу на нынешний год. Институты зачислили в штат новых ребят, однако получили целевые средства в объемах, которые не обеспечивают даже окончание стажировки предыдущего набора.
Профсоюз работников РАН получил от министерства письменные разъяснения, что программа сворачивается. Однако, как выяснилось на встрече, в министерстве «произошла некоторая путаница в документах». Средства на продление программы были заложены в базовое финансирование, но до организаций эту информацию не довели. А.Омельчук пообещал, что службы исправятся и все необходимые данные предоставят. Увы, денег от этого не прибавится.
Не приходится ожидать серьезного увеличения финансирования и в контексте ситуации, известной как «казус Проскуриной» — формальный подход к выполнению «зарплатного» указа.
По словам Андрея Омельчука, министерство отрабатывает поручение президента, общий смысл которого таков: эффект от выполнения «зарплатного» указа должна ощущать на себе бóльшая часть научного коллектива. Теперь с директоров будут спрашивать не только за то, чтобы средняя зарплата научных сотрудников составляла не менее 200% от среднерегиональной. Чиновники стали следить за тем, чтобы выполнение этих показателей осуществлялось не за счет лишь небольшой горстки наиболее высокооплачиваемых работников. На максимальную премию могут рассчитывать только руководители организаций, где те самые 200% получают не менее половины научных сотрудников. Подход вроде бы справедливый. Но многие ли институты найдут деньги на его реализацию?
Останавливаться на достигнутом в Минобрнауки не собираются. По заданию президента там активно трудятся над созданием новой отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ). Она должна быть универсальной и одновременно достаточно гибкой, учитывающей специфику проводимых исследований и особенности организации. Подразумевается, что в перспективе она окончательно нивелирует существующие перекосы в уровнях оплаты труда разных категорий сотрудников.
Как же предполагается сотворить такое волшебство? Для начала пройдет «тренировка» в регионах. Уже запущен пилотный проект с участием 125 организаций из семи субъектов Российской Федерации, находящихся в разных географических и экономических условиях. Выборка охватывает почти 30% численности научных работников всех исследовательских структур и университетов.
Новая ОСОТ будет охватывать более широкую категорию сотрудников научных организаций, чем та, на которую распространяется «зарплатный» указ. По словам Андрея Омельчука, «на борт» будет взят весь персонал, непосредственно производящий научный результат. Имеются в виду в том числе незаслуженно, как считают в научном сообществе, обойденные указом руководители исследовательских подразделений, инженерно-технические работники, стажеры-исследователи.
Сейчас в организациях, попавших в пилотный проект, идет расширенный сбор данных по механизмам оплаты труда и зарплатам. Анализом полученных результатов и выработкой предложений по совершенствованию ОСОТ займется специально созданная межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители министерств и ведомств, экспертного сообщества, профильных профсоюзов.
Повысятся ли зарплаты при переходе на новую систему? Обещать этого Андрей Омельчук не стал. Процесс разработки только запущен, требующих обсуждения вопросов очень много, сообщил он. К тому же окончательное решение по параметрам новой ОСОТ будет приниматься на уровне правительства.
Помимо создания эффективных механизмов оплаты труда в министерстве считают важной задачей обеспечить ученым определенные гарантии стабильности. В это понятие, объяснил замминистра, входят закрепление на федеральном уровне минимальных размеров должностных окладов и повышение в зарплате доли гарантированных выплат. Последняя в НИИ сегодня составляет всего 30-35%. Остальное приходится на премиальные, размер которых зависит от эффективности работы (оцениваемой, как правило, по итогам года), доплаты за выполнение грантовых тем, а также фиксированные ежемесячные выплаты, которые администрация производит при наличии средств тем работникам, чьи базовые оклады слишком уж малы.
На первом этапе в Минобрнауке планируют уравнять гарантированные выплаты с премиальными. Соотношение 50:50, возможно, повысит уверенность работников науки в завтрашнем дне. Однако на существенное увеличение зарплат рассчитывать не стоит. Помочь обещают только тем организациям, у которых будет недостаточно внутренних ресурсов для обеспечения новой ОСОТ.

Надежда ВОЛЧКОВА

Фото Николая Андрюшова

Нет комментариев