Используйте шанс

Квантовой отрасли открыли новые горизонты

21.07.2023

Проходивший на днях в Москве Форум будущих технологий «Вычисления и связь. Квантовый мир» был заявлен как мероприятие, нацеленное на обсуждение широкого круга вопросов. Организаторы форума — государственная корпорация «Росатом» и ОАО «Российские железные дороги» (а также поддержавшие их Минцифры, РАН, Фонд Росконгресс) — определили его главной задачей «стимулировать совместную работу государства, науки и бизнеса по развитию и внедрению технологий, позволяющих России соответствовать глобальным трендам и претендовать на мировое технологическое лидерство». На форуме обсуждались общественное мнение о высоких технологиях, государственное регулирование науки, инструменты нефинансовой поддержки исследований, пути достижения технологического суверенитета и даже этика цифрового мира.
При этом основной акцент был сделан на передовых технологиях вычислений, обработки, хранения и передачи данных.
Главным событием форума стало пленарное заседание с участием Президента РФ. Перед сессией Владимиру Путину представили новый вид вычислительного устройства — самый мощный на сегодня в стране 16-кубитный квантовый компьютер на ионах, созданный командой ученых из Российского квантового центра и Физического института им. И.П.Лебедева РАН при координации Росатома.
Предлагая главе государства открыть заседание, модератор сессии, сооснователь «Российского квантового центра» Руслан Юнусов не скрывал радости от того, что власть обратила особое внимание на квантовую отрасль.
— Мы как научное сообщество живем в такое время, в котором мы очень счастливые ребята, потому что у нас происходит столько всего, мы творчески проживаем такой путь, какого людям, бывает, за всю жизнь не достается, — заявил он.
И президент ответил на это откровение весьма эффектно. Он заявил о планируемом запуске нового национального проекта по формированию экономики данных, который правительство должно подготовить в течение года. В.Путин перечислил основные разделы нацпроекта: сбор данных (высокочувствительные датчики, включая квантовые сенсоры), передача данных (развитие систем связи), суверенная инфраструктура (отечественные облачные платформы, центры обработки данных, суперкомпьютеры на базе квантовых и фотонных технологий), безопасность данных (квантовое шифрование), суверенные и национальные стандарты и протоколы работы с данными (включая решения в области искусственного интеллекта, отечественное программное обеспечение), хранилища кода.
В рамках нацпроекта было обещано усилить меры поддержки фундаментальных исследований, обеспечивающие научный поиск по широкому спектру квантовых и вычислительных технологий.
Прозвучала на форуме и еще одна важная информация: возобновляется программа мегагрантов, нацеленная на привлечение в Россию ведущих иностранных ученых и работающих за рубежом соотечественников. Чтобы повысить привлекательность новой версии программы, президент поручил увеличить срок реализации гранта до пяти лет с возможностью продления на три года, а также поднять финансирование. Так, ученый, готовый работать нашей стране на постоянной основе, может получить на свой проект в общей сложности полмиллиарда рублей.
В ходе выступления глава государства адресовал немало добрых слов Российской академии наук. Он поблагодарил РАН «за глубокую научную оценку исследовательских, технологических проектов» и попросил расширять не только экспертное, но и научно-методическое сопровождение национальных программ и проектов.
— В следующем году Российской академии наук исполняется 300 лет. На современном этапе своего развития РАН объединяет ученых и бизнес в решении задач научного и технологического суверенитета нашей страны. Рассчитываю, что именно в таком, самом тесном, взаимодействии будет идти подготовка к следующему форуму, на котором запланировано обсудить развитие нейрокогнитивных и биомедицинских технологий, — подчеркнул Владимир Путин.
Несмотря на прозвучавшие добрые слова и обещания, ученые в ходе разговора с главой государства затронули вопрос о том, не ждать ли в наступившие тяжелые времена «отмены науки» — урезания трат на нее кабинетом министров.
— Даже всемогущее Правительство Российской Федерации не может отменить науку. Это абсолютно исключено! — уверил президент.
И попросил вице-премьера Дмитрия Чернышенко это подтвердить.
— Наука в безопасности, — отрапортовал заместитель председателя правительства.
Оседлав волну интереса президента к достижениям в квантовой области, заместитель директора Национального центра квантового интернета ИТМО Владимир Егоров попросил о расширении социальной поддержки молодых исследователей. А именно: о «льготном ипотечном кредитовании, льготах для детей при поступлении в образовательные учреждения, а также отсрочке от призыва по аналогии с тем, как это действует в IT-отрасли». «Очень важно сохранить и приумножить интеллектуальный капитал и в квантовых коммуникациях, и в других высокотехнологичных отраслях», — объяснил ученый.
— Будем это все делать, — откликнулся Владимир Путин. — И бытовые вопросы решать, и создавать соответствующую приборную базу.
Президент РАН Геннадий Красников, являющийся председателем Совета РАН по квантовым технологиям, принял участие в открытом заседании Управляющего комитета по реализации дорожной карты развития высокотехнологичной области «Квантовые коммуникации», за которую отвечает ОАО «РЖД». Глава РАН сообщил, что по договоренности с первым вице-премьером Андреем Белоусовым Академия наук проводит экспертизу хода выполнения всех десяти дорожных карт по развитию высокотехнологичных отраслей. В РАН созданы специальные научные советы, которые регулярно проводят всестороннее неформальное обсуждение результатов проводимых работ.
Геннадий Красников отметил, что, по мнению большинства его коллег из РАН, сквозная цифровая технология «Квантовые коммуникации» — наиболее успешно развиваемое направление, поскольку компания «РЖД» четко ставит задачи и эффективно взаимодействует с исследователями и включенными в кооперацию компаниями. Геннадий Красников обратил внимание на имеющиеся проблемы, связанные с сертификацией и аттестацией разработок, и обозначил пути их решения.
Генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, в свою очередь, сообщил, что участники выполнения мероприятий обсуждаемой дорожной карты удовлетворены прозвучавшим на пленарном заседании ответом президента на свои предложения, связанные с увеличением финансирования фундаментальных исследований по данной теме, без которых движение вперед невозможно.
Тема поддержки фундаментальной научной базы поднималась на форуме не раз. Очень ярко по ней высказался на сессии «Технологический суверенитет и место России в международной науке: противоречие или синергия?» ректор Сколтеха академик Александр Кулешов.
— Высокоуровневая наука — единственное, что мы сегодня можем предложить на высокотехнологичный рынок, единственное, что даст нам шанс. А для этого надо науку финансировать, в нее надо инвестировать.

Фото: future-forum.tech