Безмятежная звезда

Очередной солнечный цикл обещает быть спокойным

Изучать светило, точнее, физику нашей главной космической звезды директор ИЗМИРАН (Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН им. Н.В.Пушкова), доктор физико-математических наук Владимир КУЗНЕЦОВ начал, будучи еще студентом Физтеха. По окончании вуза его распределили в Троицкий ИЗМИРАН, где он прошел путь от младшего научного сотрудника до директора института. Более 45 лет астрофизик отдал Солнцу, и при этом он убежден, что невозможно все знать о предмете исследований.
— Владимир Дмитриевич, можно сказать, что ИЗМИРАН «держит руку на пульсе» Солнца?
— Да, и это не будет преувеличением. Мы просто обязаны это делать, чтобы как можно больше узнать о физике звезды и ее земных связях. Для этого и был в 1939 году образован ИЗМИРАН. В помощь ему в различных регионах страны — Мурманске, Иркутске, Якутске, на Дальнем Востоке — создали институты и сеть обсерваторий. На Солнце люди смотрят всегда — когда с надеждой, когда с укоризной. Пристально наблюдать его стали в начале XVII веке, когда сделали зрительную трубу. Одним из первых в телескоп на светило взглянул Галилей и увидел солнечные пятна — выходы из-под фотосферы на поверхность звезды магнитных силовых трубок. Так более 300 лет назад начались регулярные наблюдения. Наше светило достаточно молодо — срок его жизни физики определили в 10 миллиардов лет — а греет оно Землю примерно половину отпущенного времени. На наш век хватит точно, и можно надеяться, что проживем мы его более или менее спокойно.
— Что сегодня происходит на Солнце?
— Сегодня — день спокойного Солнца, и в таком состоянии оно будет находиться в течение нескольких лет, в период минимума очередного цикла солнечной активности — совокупности самых разных процессов, происходящих в его недрах. Когда магнитное поле Солнца меняет свой знак, как говорят физики, происходит переполюсовка его магнитного поля. Циклы можно представить в виде синусоиды, изгибы которой имеют разную высоту и длину. По ним и судят об их мощности. Отсчитывать циклы солнечной активности начали еще со времен Галилея. За это время их длительность менялась с 8 до 14 лет — в среднем примерно 11 лет — а всего циклов 24. Последний закончился в декабре прошлого года. Минимум солнечного цикла и переход к новому определяются задним числом по количеству солнечных пятен, так как со временем происходит немонотонное их изменение. С декабря 2019 года число солнечных пятен увеличилось — наступил новый, 25-й, цикл. Примерно за пять лет его активность возрастет до максимума, затем начнет спадать. Наша задача — дать прогноз, какими будут эти половинки. Весь предыдущий цикл был средним — максимальное число солнечных пятен достигало примерно 128. За все время наблюдений оно (число Вольфа) изменялось от 48 до 190. Поэтому многие ученые полагают, что и 25-й цикл будет таким же спокойным, как предыдущий.
— Как явления, происходящие на Солнце, отражаются на Земле?
— В недрах звезды происходят термоядерные реакции — выделяющаяся энергия переносится к внешним слоям, порождает конвекцию, дифференциальное вращение Солнца, меридиональную циркуляцию и т. д. Эти процессы сопровождаются генерацией магнитных полей. Количество солнечных пятен меняется, приближаясь к максимуму на протяжении примерно 4-5 лет. В наблюдении за Солнцем был период примерно в 70 лет (Маудеровский минимум, 1640-1710 годы), когда пятна вовсе исчезли из поля зрения телескопов, но затем появились вновь. Подобные явления, с пониженным уровнем солнечной активности, повторялись в прошлом приблизительно каждые 200 лет и часто совпадали с похолоданиями на Земле (их изучает отдельная область науки). Появление пятен сопровождается солнечными вспышками (в виде излучений они достигают нашей планеты за 7 минут) и выбросами вещества. Происходят и другие явления: со стороны Солнца распространяются плазменные магнитные облака и ударные волны.