Nature: разыскиваются люди, устойчивые к Covid-19

Международная группа исследователей хочет найти людей, генетически устойчивых к SARS-CoV-2, в надежде разработать новые лекарства и методы лечения, пишет Nature.

Представьте, что вы родились с естественной устойчивостью к SARS-CoV-2, и вам никогда не придется беспокоиться о заражении COVID-19 или распространении вируса. Если у вас есть эта сверхспособность, исследователи хотели бы встретиться с вами, чтобы включить в свое исследование.

Команда надеется, что идентификация генов, защищающих этих людей, может привести к разработке препаратов, блокирующих вирусы, которые не только защищают людей от COVID-19, но и предотвращают передачу инфекции.

“Это потрясающая идея, — говорит Мэри Каррингтон, иммуногенетик из Национальной лаборатории исследований рака Фредерика в Бетесде, штат Мэриленд, — действительно, мудрый поступок”.

Но успех не гарантирован. Если генетическая устойчивость к коронавирусу SARS-CoV-2 существует, может быть существует “всего несколько” людей с этой особенностью, говорит Изабель Мейтс, детский иммунолог и врач из Католического университета Левена в Бельгии.

Тем не менее, авторы исследования, в том числе Эвангелос Андреакос, иммунолог из Фонда биомедицинских исследований Афинской академии уверены в том, что выследят свою добычу. “Даже если мы определим одного из них, это будет действительно важно”, — говорит он.

Первый шаг состоит в том, чтобы сузить поиск до людей, которые в течение длительного периода времени подвергались воздействию больного человека без защиты, и у которых не было положительного теста или иммунного ответа против вируса. Особый интерес представляют люди, которые делили дом и постель с инфицированным партнером —так называемые дискордантные пары.

Команда соавторов из 10 исследовательских центров по всему миру, от Бразилии до Греции, уже набрала около 500 потенциальных кандидатов, которые могли бы соответствовать этим критериям. И с момента публикации их статьи менее двух недель назад еще 600 человек, в том числе некоторые из России и Индии, связались с ними, выдвинув себя в качестве возможных кандидатов.

«Это было настоящим сюрпризом, — говорит Жан-Лоран Казанова, генетик и соавтор исследования в Университете Рокфеллера в Нью-Йорке. — Я ни на секунду не думал, что сами люди, подвергшиеся воздействию и, по-видимому, не зараженные, свяжутся с нами».

Цель состоит в том, чтобы набрать не менее 1000 добровольцев; Андреакос говорит, что они уже начали анализировать данные. Кандидаты должны будут подтвердить, что больной партнер выделял большие дозы живого вируса, когда пара тесно взаимодействовала друг с другом.

Дискордантные пары не редкость, но редко можно найти тех, кто соответствует этим критериям и регулярно тестировался. «Тот факт, что в настоящее время многие люди были вакцинированы, потенциально маскируя любую генетическую устойчивость к вирусу, еще больше ограничивает круг людей для изучения», — добавляет Ахуджа.

Как только возможные кандидаты будут выбраны, исследователи сравнят геномы отдельных людей с геномами людей, которые были инфицированы, в поисках генов, связанных с устойчивостью. Любые гены-соперники будут изучены на клеточных и животных моделях, чтобы подтвердить причинно-следственную связь с устойчивостью и установить механизм действия.

Исследователи выдвинули гипотезу о том, какие механизмы сопротивления они могут найти. Наиболее очевидным может быть то, что у некоторых людей нет функционирующего рецептора ACE2, который SARS-CoV-2 использует для проникновения в клетки. В одном GWAS, опубликованном в качестве препринта2 и, следовательно, не прошедшем рецензирование, исследователи выявили возможную связь между редкой мутацией, которая, вероятно, снижает экспрессию гена ACE2, и снижением риска заражения.

Этот тип механизма ранее наблюдался у ВИЧ. Начиная с 1990-х годов Ахуджа и Кэррингтон участвовали в работе, которая помогла выявить редкую мутацию, которая отключает рецептор CCR5 на лейкоцитах, предотвращая проникновение в них ВИЧ. “Эти знания были действительно полезны”, — говорит Кэррингтон. Это привело к появлению класса препаратов, блокирующих ВИЧ.

У других людей, устойчивых к SARS-CoV-2, могут быть очень мощные иммунные реакции, особенно в клетках, выстилающих внутреннюю поверхность их носа. Андреакос говорит, что у некоторых людей могут быть мутации, которые усиливают гены, препятствующие репликации вируса и его переупаковке в новые вирусные частицы, или которые разрушают вирусную РНК в клетке.

Несмотря на предстоящие трудности, ученый с оптимизмом смотрит на то, чтобы обнаружить людей, которые от природы устойчивы. “Мы уверены, что найдем их”, — говорит он.

29.10.2021