Революция в диагностике дислексии: ИИ и айтрекинг

Ученые из НИУ ВШЭ представили прорывной метод обнаружения дислексии у детей, объединив технологию айтрекинга, алгоритмы машинного обучения, и демографические данные. Этот подход демонстрирует высокую точность и скорость в выявлении дислексии, превосходя традиционные методы диагностики. Исследование, опубликованное в журнале PLOS ONE, открывает новые горизонты для раннего обнаружения дислексии, особенно на начальных стадиях.

Дислексия, характеризующаяся трудностями с чтением при сохраненном интеллекте и языковых способностях, представляет собой значительный вызов для детей, их семей и образовательной системы. Традиционные методы ее диагностики сложны и утомительны для детей, требуя прохождения длительных языковых тестов.

Новаторский подход, предложенный исследователями НИУ ВШЭ, сосредоточен на анализе движений глаз при чтении и использовании демографических данных. Используя алгоритмы машинного обучения для обработки полученной информации, метод позволяет ускорить и упростить процесс диагностики.

а) Сравнение фиксации взгляда при чтении по горизонтали, по вертикали, длительности фиксации у учащихся 1-го и 4-го классов (типичные и с дислексией). б) Сравнение фиксации взгляда при чтении по горизонтали, по вертикали, длительности фиксации у учащихся 1-го класса без нарушений и у учащихся 4-го класса с дислексией.

В исследовании приняли участие более 300 детей младшего школьного возраста. С помощью айтрекера ученые анализировали движения глаз детей во время чтения, выявляя основные различия в длительности и местоположении фиксаций глаз между детьми с дислексией и без нее. Собранные данные подверглись машинной обработке, благодаря чему искусственный интеллект смог определить вероятность наличия дислексии у ребенка на основе информации о движении глаз и демографических характеристик.

Основные параметры, определяющие дислексию, включают пол, IQ и возраст ребенка, а также определенные паттерны движения глаз. Это открытие стало основой для разработки приложения «Дислектор», доступного для настольных и мобильных устройств, что делает новый метод диагностики доступным широкой аудитории.

Новый метод диагностики дислексии, разработанный учеными НИУ ВШЭ, не только упрощает и ускоряет процесс диагностики, но и открывает двери для более глубокого исследования дислексии. Он дает надежду на то, что в будущем специалисты смогут более эффективно помогать детям с дислексией адаптироваться к образовательной среде, предлагая индивидуализированные методы обучения и поддержки. Эта инновация может значительно улучшить качество жизни людей с дислексией, облегчая им доступ к образованию и профессиональной деятельности. Таким образом, разработка не только способствует научному прогрессу в изучении дислексии, но и представляет собой важный шаг к созданию более инклюзивного общества, где каждый человек получает необходимую поддержку и возможности для развития.

Нет комментариев