Фонограф и графофон: у истоков звукозаписи

Дата 4 мая дважды вошла в долгую и запутанную историю изобретения звукозаписывающего прибора, увековечившую имена Томаса Эдисона, Чичестера Белла и Чарльза Тейнтера. Когда же впервые возникла идея создания этого аппарата и как он усовершенствовался?…

В 1877 году Томас Эдисон придумал вещь, которой предстояло раз и навсегда изменить мир. Это было устройство, способное записывать и воспроизводить звук — фонограф — и, как часто бывает с революционными открытиями, это находка Эдисона оказалась случайной. Десять лет спустя он публикует статью в журнале North American Review со скромным названием «Совершенный фонограф», где рассказывает историю своего изобретения. Эдисон обращает внимание читателей на известный феномен, наблюдаемый при произведении определенных звуков рядом с резонатором, посыпанным песком. Реагируя на звуковые волны, песок собирается в различные геометрические формы, варьируемые в зависимости от высоты и силы звука. Явление той же природы открывется нам в естественных условиях, когда мы стоим на берегу моря и можем видеть следы на песке, образующиеся при падении и отступлении волн.

«До недавнего времени, — пишет Эдисон, — никому не приходило в голову, что звуковые волны, образуемые человеческом голосом, можно направить так, чтобы они оставляли отпечаток на некой твердой поверхности, подобно тому, как прилив морской волны оставляет отпечаток своего движения на песке».

Самому Эдисону эта гениальная мысль пришла в голову, когда он проводил эксперименты с телеграфом; он работал над машиной, которая записывала бы телеграфные сообщения через углубления на бумажной ленте, которые впоследствии можно было бы неоднократно отправлять по телеграфу. Ученый заметил, что при достаточно резком движении бумаги от соприкосновения углублений и тонарма возникает жужжащий ритмический звук, отдаленно напоминающий приглушенную речь. Тогда его осенило: прикрепив к этому механизму диафрагму, можно записывать голоса и механически воспроизводить запись неограниченное число раз.

Он экспериментировал с диафрагмой, оснащенной тиснением и удерживавшейся на быстро движущейся парафиновой бумаге, и звуковые вибрации оставляли на бумаге углубления. Позже Эдисон пробовал использовать вместо бумаги металлический цилиндр, обернутый оловянной фольгой. Аппарат состоял из двух диафрагмально-игольчатых блоков: один — для записи, другой — для воспроизведения. Чтобы механизм заработал, нужно было поднести мундштук к источнику звука, и тогда звуковые вибрации наносились на цилиндр записывающей иглой в виде вертикальных бороздок.

Первый фонограф, опираясь на идею Эдисона, изготовил один из его помощников — Джон Круэси. На этом аппарате они вместе произвели первую запись, на которой голос Томаса Эдисона произносит детский стишок:

Mary had a little lamb,

It’s fleece was white as snow;

And everywhere that Mary went,

The lamb was sure to go/

У Мэри был дружок-барашек,

Пушистый, белый был, как снег,

Везде и всюду тот барашек

Готов был следовать за ней (Пер. Е. Бормотовой).

По некоторым источникам, первым, кто увидел это новое чуда техники, был президент США, Ратерфорд Хейс. Спустя месяц, 4 мая 1878 года Эдисон впервые продемонстрировал свой прибор широкой публике в оперном театре Сан-Франциско. На короткой записи, содержавшей всего 24 слова, можно было услышать голоса артистов театра. Фонограф запускался вручную, и вибрирующая игла записывала звук на фольге; качество материала этого первоначального прибора позволяло воспроизведить запись лишь несколько раз.

Позднее небезызвестный Александр Белл, вместе со своим двоюродным братом Чичестером Беллом, инженером-химиком, и ученым-изобретателем Чарльзом Тейнтером усовершенствовали изобретение Эдисона: они предложили использовать вместо оловянной фольги воск, а также заменили жесткую иглу, на плавающую, что позволяла вдавливать, а не разрезать цилиндр. 4 мая 1886 года, спустя ровно 8 лет после первой публичной демонстрации фонографа, Белл и Тейнтер запатентовали свой прибор, пролучивший название «графофон».

Белл и Тейнтер обратились к Эдисону с предложением о сотрудничестве, но тот отказался. К этому моменту ему уже удалось сделать лампу накаливания, и теперь он мог возобновить работу над фонографом. Впрочем, хитрый Эдисон не упустил из виду усовершенствования, привнесенные его конкурентами, в частности, использование восковых цилиндров.

Нет комментариев