Сердечное соглашение. 30 лет открытию тоннеля между Францией и Великобританией

 6 мая 1994 отмечено важным историческим и политическим событием,
соединившим (как буквально, так и фигурально) две традиционно соперничавшие
между собой державы — Францию и Англию.

«Построив мост между Францией и Англии, мы сможем удовлетворить одну из
актуальных потребностей цивилизации», — писал французский писатель Луи Фигье в
1888 году. Он лишь повторил идею, которую полтора столетия высказывали многие
его соотечественники. Британия и Франция были ведущими морскими и торговыми
державами мира, их разделяло всего 34 километра. Однако торговля между ними была крайне
рискованным занятием. Самый короткий путь, лежавший через Па-де-Кале или
проливы Дувра, был, вместе с тем, наиболее сложным. Корабли, пересекавшие
пролив во время шторма, с попутным ветром и опытным капитаном, могли оказаться в
пункте назначения за 6-7 часов. При менее благоприятном раскладе путешествие
могло растянуться на дни и даже недели.

Вопрос о соединении берегов по обе стороны Ла-Манша, периодически возникавший
на протяжении веков, был вновь поставлен в 1986 году. Великобритания и Франция
рассматривали несколько различных проектов, среди них были строительство
длинного висячего моста, мостового и тоннельного соединения или комбинированного
железнодорожно-автомобильного соединения. В конце концов предпочтение отдали
железнодорожному тоннелю.
Работы по проходке начались с обеих сторон пролива Дувра в 1987-1988 годах.
Проект «Евротоннель» реализовывался англо-французским консорциумом
строительных компаний, объединившихся под названием Trans Manche Link. План
Евротоннеля включал три пути, проходящие между английским Фолкстоном и
французским Сангатом, недалеко от Кале. Два пути предназначены для
железнодорожного движения, а третий, центральный, — для обслуживания и
безопасности. Работы были завершены в 1991 году. Официальное открытие
состоялось 6 мая 1994 года.

В этот дождливый день, ровно в 12:40 в терминал Кокеля, у северо-западного
побережья Франции, одновременно прибыли два поезда: один — из Лондона, другой —
из Парижа. Навстречу друг другу вышли представители двух стран: президент и
премьер-министр Франции, Франсуа Миттеран и Эдуард Балладюр; и королева
Елизавета II в сопровождении принца-косорта и премьер-министра Великобритании —
Джона Мейджора.

На этой торжественной встрече также присутствовали Жан-Люк Дехане, премьер-
министр Бельгии, «железная леди» Маргарет Тетчер, председатель Европейской
комиссии Жак Делор — все собрались, чтобы наблюдать, как главы двух государств
вместе разрежут ленту из знаменитого кружева Кале, открывая этим символическим

жестом тоннель под Ла Маншем. Франсуа Миттеран вручает ее Величеству на память
кусок кружевной ленты и просит произнести несколько слов — разумеется, на
французском.

 


«Соединение французской энергичности и британского прагматизма сотворила чудо.
Сегодня мы продолжаем поддерживать общее дело, работая во благо всего
человечества», — такими словами охарактеризовала Елизавета II этот грандиозный
проект.

Позднее, в тот же день, главы государств соберутся по другую сторону Ла Манша,
чтобы вручить Франсуа Миттерану символический подарок со стороны британцев —
великолепный маятник. Растроганный Миттеран вспоминает недавно прошедший 90-
летний юбилей Англо-французского соглашения 1904 года — так называемого Entente
cordiale, что буквально значит «сердечное соглашение».

«Оно действительно было сердечным — практически всегда», — шутит Миттеран в своей
официальной речи, позволив себе отойти от протокола.

Сейчас Евротоннель по праву считается одним из наиболее выдающихся
достижений в области инженерии; без преувеличений можно сказать, что этот проект
стал одним из современных чудес света. Несмотря на некоторые начальные
трудности и неудачи в тоннелировании из-за неблагоприятных грунтовых условий,
работа была выполнена на высочайшем уровне, опережая график. Строители побили
многие рекорды, включая скорость продвижения туннельно-буровых машин и размер
подводных переходов. Тоннель используется для торговорого и пассажирского
движения. Пассажиры могут путешествовать как на обычных железнодорожных
вагонах, так и на своих собственных автомобилях, которые загружают в специальные
железнодорожные вагоны. Поезда проходят через тоннель со скоростью до 160 км/ч;
поездка занимает всего 35 минут.

Наира КОЧИНЯН

Нет комментариев