Что глотали динозавры. Томичи выясняют особенности меню ископаемых

В желудках пситтакозавров сибирских, возраст которых более 100 миллионов лет, ученые обнаружили гастролиты — камни, которые помогали пищеварению животных. Однако на территории, где обитали эти ископаемые, около поселка Шестаково Кемеровской области, подобных камней нет! Выяснить, где же находили булыжники динозавры, и определить точный состав камней решили минералоги Томского государственного университета.
Шестаково — одно из наиболее крупных захоронений динозавровой фауны на планете. Гастролиты были найдены в желудках динозавров, которых палеонтологи ТГУ обнаружили еще в 1990-х годах. Исследователи изучили вид, оказавшийся новым, описали его и дали название — пситтакозавр сибирский.
— Известно, что, современные индюки, куры, панголины и другая живность проглатывают камни, чтобы улучшить переваривание пищи, — рассказал доцент геолого-географического факультета ТГУ Степан Иванцов.
— Растительноядные динозавры тоже так делали. Это помогало измельчению растительных волокон и улучшало пищеварение.
— То, что динозавры глотали камни, не новость, поэтому поначалу вопросов по поводу найденных гастролитов не было, — присоединился к беседе доцент ГГФ ТГУ Алексей Файнгерц.
— Вопросы возникли после того, как в 2023 году мы вместе с кемеровчанами пробурили в Шестаково 200-метровую скважину. Одна из задач заключалась в изучении меловых отложений. Но когда мы начали исследовать керн, совпадающий по времени с периодом обитания пситтакозавров, выяснилось, что в этой местности вся толща отложений представлена в подавляющем большинстве глинами и реже песчаником (самая крупная размерность — 2 мм). Крупной гальки, как та, что найдена в ЖКТ животных, не было на десятки километров вокруг.
По мнению ученых, пситтакозавры массово мигрировали на большие расстояния, чтобы найти подходящие для пищеварения камни.
Выяснить, какая именно территория привлекала древних животных, и поможет работа минералогов ГГФ ТГУ. Сейчас они определяют состав гастролитов — это поможет «прочитать» маршрут пситтакозавров.
Изучение керна из Шестаково даст большой объем информации о далеком прошлом Сибири. В частности, уверены исследователи, расскажет, как изменялась территория макрорегиона, какими были климатические особенности того времени.
После анализа всех 200 метров керна ученые смогут описать эталонный разрез илекской свиты. Это важно не только для фундаментальной науки: полученные данные будут иметь большую практическую пользу для понимания того, как сформировались отложения, вмещающие кости динозавров, что было источником осадочного материала и откуда и как этот материал переносился древними животными.

Фото из архива Степана Иванцова