Люди разводили костры в Европе как минимум 250 тыс. лет назад

Исследователи из Университета Хериот-Ватт в Шотландии обнаружили, что ранние люди в Европе разжигали и контролировали огонь по крайней мере на 50 тыс. лет раньше, чем считалось ранее.

Используя методы судебно-химической экспертизы для выявления молекул с неполным сгоранием, исследовательская группа обнаружила следы пожара на Вальдокаррос II — археологических раскопках недалеко от Мадрида в Испании.

«Мы нашли неопровержимые доказательства того, что ветки были сожжены, а оставшаяся зола расположена в виде узора. Это позволяет предположить, что люди разжигают огонь и контролировали его. Либо они использовали огонь для приготовления пищи, либо для защиты. Рисунок пепла говорит нам о том, что они окружали что-то, например, дом или спальную зону, гостиную или кухню или загон для животных», — отметил руководитель проекта доктор Клейтон Мэджилл, доцент Heriot-Watt.

Химический профиль обугленных останков также свидетельствует о том, что наши предки выбирали определенные виды дров, которые дают больше тепла и меньше дыма.  Эти результаты, по словам доктора Мэджилла,  «очень интересны» и закрывают пробел в нашем понимании управляемого человеком огня и человеческого развития в целом.

На следующем этапе проекта исследовательская группа изучит каменные орудия, найденные рядом с кострищами, чтобы определить, использовались ли они особым образом для разведения огня и управления им.

Во всем мире самые древние явные свидетельства управляемого человеком огня находятся в Восточной Африке и датируются 1,5 млн лет назад, а также в Израиле — около 790 тыс. лет назад.