Следы беглецов. ДНК рассказала о судьбе древних европейцев

30 000 лет назад Европа представляла собой обширное открытое степное пространство со стадами мамонтов и прочей мегафауны, на фоне которого была распространена поразительно однообразная человеческая культура, называемая археологами граветтской. Ее отличают укрытия, построенные из костей мамонта, а также небольшие костяные фигурки женщин с выраженными вторичными половыми признаками. Артефакты граветтской культуры находят от Испании до Западной России. Но ее представители не были единым народом, как могло показаться.

Новые данные, опубликованные в Nature большим международным коллективом авторов, среди которых есть российские ученые, свидетельствуют о том, что популяции граветтской культуры на территории Испании и Франции генетически отличаются от групп, живших на территории нынешних Чехии и Италии. Это открытие было сделано в ходе детального анализа почти 400 геномов европейцев, проживавших на территории от Пиренейского полуострова до западных степей современной России в интервале от 45 000 лет назад, когда на континент пришли первые Homo sapiens, до 6000 лет до нашей эры.

«Это исследование заполняет брешь в пространстве и времени», — цитирует ведущего автора публикации Козимо Поста, палеогенетика из Тюбингенского университета в Германии, Science.org.

Проанализированная ДНК пролила свет на судьбу древних европейцев в связи с ухудшением климатических условий в интервале от 25 000 до 19 000 лет назад, когда наступил период последнего ледникового максимума, покрывший большую часть Северной и Центральной Европы километровым слоем льда. Археологи полагали, что люди начали спасаться в свободных ото льда южных регионах Европы около 26 000 лет назад, а затем тысячелетия спустя, когда лед начал таять, постепенно проникали на север.

На Пиренейском полуострове и на юге Франции так и было, но на Апеннинском полуострове, как показала ДНК, линия беглецов от ледникового максимума оборвалась. По словам Поста, «популяция людей граветтской культуры полностью исчезла». Сменившая их после ледникового максимума популяция на территории нынешней Италии генетически связана с Ближним Востоком, и ученые предполагают, что послеледниковое заселение Апеннинского полуострова шло за счет миграции с Балкан. 14 000 лет назад, когда за несколько сотен лет температуры на континенте резко повысились, стали происходить и культурные изменения, которые заметили археологи. ДНК показала полное замещение популяции: пережившие ледниковый максимум представители мадленской культуры почти исчезли, на их место пришли популяции, мигрирующие на север из постледниковой Италии.