Выявлять и развивать. УлГУ совершенствует методы огранки талантов

Миссия вузов не только в том, чтобы молодежь получала те или иные знания и навыки, они должны искать способных студентов, открывать в них таланты и стимулировать их развитие. Такого принципа сегодня придерживаются в Ульяновском государственном университете. О деталях этой стратегии «Поиску» рассказал ректор УлГУ, профессор Борис КОСТИШКО

— Борис Михайлович, Ульяновский университет — вуз с необычной судьбой, он был основан как филиал МГУ. Ощущается ли сейчас историческая связь со знаменитым прародителем?

— Да, наш вуз был основан как первый в стране филиал МГУ. Потом получил самостоятельность. Но родство с главным университетом страны всегда держит нас в тонусе. Дух МГУ живет в наших стенах. Это проявляется в отношениях между людьми, свободе, внутриуниверситетской демократии. В древности университеты возникали как автономные организации, у них даже был свой суд. УлГУ эту автономию сохраняет. Своего суда у нас, конечно, нет, но свободы достаточно много. Когда университет создавался, каждый ученый, который сюда приезжал, имел свое мировоззрение, привозил научный багаж, на основе которого можно было формировать новое направление в исследованиях.

— Какие направления в УлГУ считаются прорывными сегодня?

— Те, где у нас получен хороший результат: фотоника (физика оптических сред), ядерная медицина, умное производство и робототехника. В этих областях мы получили большие заказы по 218-му и ­220-му постановлениям Правительства РФ, имеем ряд публикаций, в том числе в очень уважаемых журналах, реализуем различные проекты. Например, делали роботов для Курчатовского института, «Рос­атома», сотрудничаем с НИИАР, компанией «Сосны», Институтом радиационного материаловедения. Привлекаем ведущих ученых мира. В течение трех лет к нам приезжали коллеги из Бельгии, работающие в области нанофотоники, вместе мы создали пять лабораторий. У нас есть НИОКР, которые хорошо финансируются.

— Вуз при этом классический…

— У нас в стране когда-то было золотое время физики, она была чрезвычайно популярна у молодежи, потом стало больше «лириков», и этот тренд актуален и сегодня. Возможно, это оправдано. У нас есть братский университет в Палермо, где построили огромный физико-технологический корпус. В него каждый год набирают всего 6-10 студентов. То есть наши коллеги потратили миллиарды евро для «штучного» подбора учащихся, из которых делают хайтековских инженеров высочайшего уровня. Важно иметь хорошую селекционную систему, брать не количеством, а качеством.

К счастью, мы выработали свои механизмы отбора и воспитания талантов, в том числе технарей. Есть те, кто учился в наших профильных классах, потом в УлГУ, сейчас они доктора наук и директора институтов нашего вуза. Среди них есть доктора медицинских наук, настоящие светила. Это показатель того, что университет стал зрелым.

— Расскажите о механизмах выявления одаренной молодежи.

— Недавно мы запустили «Ключ от УлГУ» — проект, направленный на трудоустройство студентов в родном вузе. Например, у нас есть отдел электронных изданий. Нужны те, кто может работать с определенными программными продуктами. Мы выбрали оптимальный, на мой взгляд, вариант — набираем для такой работы студентов. Ребята повышают квалификацию, получают деньги, а мы — качественный продукт и специалистов, которые могут сделать хорошую карьеру в альма-матер.
На протяжении трех лет мы реализуем программу, в рамках которой часть средств, выделяемая научному коллективу, продвигающему какой-то проект, идет на оплату работы студентов. Стараемся вовлечь как можно больше учащихся. В новой программе развития университета прописано, что по флагманским направлениям все магистранты и аспиранты обязательно получают рабочее место с оплатой.

Мы научились создавать цифровых двойников людей — аватаров, используя которые, развиваем симуляционные технологии обучения. Условия, максимально приближенные к реальным, помогают студентам-медикам не только освоить практику, но и определиться с выбором специализации. Да, сначала всем дается единая база, ядро, а «надстройка» должна быть индивидуальной. Именно по цифровому двойнику мы предполагаем давать экспертную оценку, в каком направлении и как человек может развиваться. Это не диктат, а возможность построить для него индивидуальную образовательную траекторию, помочь найти себя.

— Новый научно-образовательный центр УлГУ ARThouse — тоже часть программы раскрытия талантов?

— Это центр междисциплинарных исследований и арт-технологий, полигон для проведения исследовательских работ, оснащенный самым современным оборудованием, включающий зону творчества с площадками для занятий разными видами искусств и ремесел. Здесь можно будет попробовать различные виды самореализации: музыка, хореография, изобразительное искусство, гончарное мастерство.

Мы стремимся с помощью нейрокогнитивных исследований помочь студентам и сотрудникам университета выяснить, что им нравится, в чем они могут проявить себя. Любой вуз должен не только учить, но и открывать таланты. Раньше мы просто выбирали среди лучших. Сейчас работаем в двух садиках с детьми 4-5 лет, которые имеют потрясающие способности к физике, языкам. Они все талантливы! Именно из них и надо растить абитуриентов, а потом ученых.

— Вы много говорите о творческом подходе, свободе. А молодежи даете «порулить»?

— У нас очень много молодежных проектов. Я всегда придерживался принципа: не нужно ждать, что за вас кто-то что-то сделает. Решайте проблемы самостоятельно, проявляйте инициативу! Поэтому мы приветствуем любые позитивные идеи от ребят. Захотели телевизионную студию — сделали. Мне кажется, это одна из лучших студенческих студий в Поволжье.

Да, есть инициативы, которые идут «сверху». Например, вместе с Российским союзом молодежи мы организовали Российско-китайский бизнес-инкубатор. Но так произошло, потому что нужно было подключить международные связи, а «снизу» это сделать сложно. Сама идея оказалась на удивление результативной: проекты, которые родились в нашем инкубаторе, составляют весомую часть товарооборота Ульяновской области с КНР.

Мы выяснили, что самовыражение для большинства студентов является большим мотиватором, нежели зарплата. Они должны себя показать, чего-то достичь, чтобы стать успешными. И это не всегда выражается в материальном эквиваленте.

Мы приветствуем все позитивные идеи, которые ведут к развитию студенческого сообщества. Например, сейчас разрабатывается проект «Артерия» — он должен помочь новичкам, только-только попавшим в студенческую среду, социализироваться. Это будет приложение с дополненной реальностью: виртуальный помощник покажет, где столовая, нужная аудитория, деканат и так далее.

— УлГУ стал одним из вузов, получившим право открытия на своей базе Дома научной коллаборации. Как развивается эта площадка?

— Это один из механизмов поиска талантливых ребят. Школы без университетов, на мой взгляд, существовать не могут. В ДНК (его площадь около 500 квадратных метров), расположены классы, где школьники могут заняться технологиями на станках с ЧПУ, с применением лазерных и 3D-принтеров, сканеров. Детей учат проводить медико-биологические и генетические исследования — они не просто смотрят в микроскопы, а задействованы в реальной научной работе, которую в условиях школы осуществить невозможно. Робототехника, квадрокоптеры — все это позволяет ребятам учиться, делать что-то своими руками. За год мы выучили 400 детей. Здесь же повышают квалификацию педагоги.

Лет 10 назад мы приобрели лабораторию зондовой микроскопии, где можно увидеть атомы, и сделали ее доступной для школ, которые входят в сферу влияния УлГУ. Это самые современные микроскопы, на которых ученики занимаются довольно серьезными исследованиями.

— Сколько школ таким образом охватил университет?

— Около полусотни. Но взаимодействие идет на разных уровнях. Есть те, с кем мы работаем очень тесно, например, 40-й лицей при УлГУ, ряд других школ. Недавно подписали договор о сотрудничестве с димитровградским лицеем. Все это помогает ребятам оставаться в Ульяновской области, не уезжать в столицу и соседние регионы.

— Сегодня многое делается для поддержки точных наук и инженерных профессий. Тем не менее вы отметили, что в «лирики» молодежь идет активнее. Вас как физика это не обижает?

— Я думаю, жизнь сама все расставит по своим местам. Есть еще такой нюанс. Айтишники, которые сегодня приходят к нам, — это не те технари, программисты, которые были 20-30 лет назад. Программистов как и людей, которые создают новые технологии, нужно немного, важно, чтобы они были действительно крутыми. А вот тех, кто реализует их технологии, — веб-дизайнеры и прочие — должно быть больше. Но это уже профессии на стыке технического и творческого.

— Вы завидуете современным студентам?

— Да. У них очень много возможностей. Проблема в том, что их нужно реализовать, действовать осмысленно, а это получается далеко не у всех. Но из тех, кто сможет это сделать, вырастут потрясающие ребята.

— Борис Михайлович, чем лично для вас является Ульяновский госуниверситет?

— Как говорится, «я другого и не видел». Университет — это выбор всей моей жизни и образ жизни. Это для меня все.

Ольга Николаева

Нет комментариев