В погоне за практикой. Систему образования в Белоруссии решено осовременить

В конце года президент Белоруссии принял ряд важных кадровых решений в структуре вертикали власти и правительства. Затронули они в том числе и сферу образования и науки.
Так, новым председателем Государственного комитета по науке и технологиям РБ Александр Лукашенко назначил Сергея Шлычкова. До настоящего времени он работал в аппарате Совета министров заместителем начальника Управления цифровизации и инновационного развития — заведующим отделом науки и инновационного развития. Перед новым руководителем госкомитета глава государства поставил задачу повысить эффективность деятельности ведомства и научно-технического направления в целом.

«Вы, наверное, знаете основные недостатки ГКНТ. Вроде бы и программы есть, и деньги выделяются. Может быть, что-то мы и создаем. Но особого результата я не вижу», — сказал Александр Лукашенко.

По словам президента, Сергей Шлычков хорошо знаком с отраслью, которой будет теперь управлять. Поэтому ему будет проще создать новую систему управления, сформировать команду профессионалов. В первую очередь необходимо будет определить основные направления деятельности и научно-технические программы, которые будут финансироваться государством.

А вот Министерство образования пока осталось без руководителя. Прежний министр Игорь Карпенко указом главы государства назначен председателем Центральной комиссии Белоруссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Как долго министерское кресло останется вакантным? Скорее всего, затягивать с назначением не будут, поскольку Минобру уже в самое ближайшее время предстоит выполнить большой объем очень ответственной работы. В последнюю декаду декабря белорусский парламент принял новую редакцию Кодекса об образовании РБ. Окончательно текст должен быть утвержден президентом страны.

Этот законопроект был разработан для усовершенствования норм кодекса с учетом практики его применения в современных условиях. По словам председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания РБ Игоря Марзалюка, подготовка новой редакции кодекса обусловлена изменением структуры высшего образования, тем, что образование становится научно-ориентированным, расширяется сфера применения целевой подготовки специалистов для удовлетворения потребностей в кадрах в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях. Предлагается также сделать обязательным получение общего среднего образования, вводятся нормы, направленные на внедрение инклюзивных подходов в процессе обучения.

В новом кодексе в сравнении с прежней редакцией предусмотрены выделение грантов иностранным гражданам для обучения в государственных учебных заведениях, возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования, выделение дистанционной формы получения образования в самостоятельную форму.

Планируются также изменение структуры высшего образования, которая обеспечит повышение его привлекательности для иностранных граждан, гармонизация системы белорусского высшего образования с международными стандартами и повышение качества образования. Предполагается, что она будет выглядеть так: бакалавриат (общее высшее образование — 4-4,5 года), магистратура (углубленное высшее образование — 1-2 года), непрерывная образовательная программа высшего образования (специальное высшее образование — 5-6 лет — с дипломом магистра для отдельных технических специальностей и высшее образование по специальностям «здравоохранение»). Послевузовское образование переименовывается в уровень научно-ориентированного образования — аспирантура (адъюнктура) со сроком подготовки не более трех лет.

Александр ЮРИН

Нет комментариев