Стимулы для тонуса. Конкуренция на пользу вузу

В конце года подводятся первые итоги реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Что изменилось в жизни участвовавших в ней участие вузов, смогли ли они воспользоваться предоставленными возможностями и каких результатов добились? Ректор Ульяновского государственного университета Борис КОСТИШКО считает, что победа в конкурсе этой программы не просто помогла повысить показатели в ключевых направлениях деятельности вуза, но и существенно изменила его внутренний ландшафт.

— Борис Михайлович, как именно повлияло на работу университета участие в программе «Приоритет 2030»?
— Меняющиеся в последнее время внешние условия — усиление конкуренции между вузами и рост их влияния на жизнь общества — все это подвигло и нас к более активным действиям. Сначала мы успешно приняли участие в конкурсе на звание опорного университета, а потом и в конкурсе «Приоритет 2030».

Для вуза это были хорошие возможности омолодить университет или по крайней мере сдержать его старение, потому что сразу расширился круг задач, появилась необходимость привлекать новых людей, а тех, кто уже давно работает, — держать в тонусе, «выводить из зоны комфорта».
Стратегические проекты, которые мы взялись осуществлять, соответствуют всем трем миссиям университета: образование, наука и связь с внешней средой. Я бы назвал их учебным, научным и социальным реакторами, благодаря которым развитие университета получило дополнительный импульс.

— Удалось ли как следует «завести» коллектив, вдохновить его на деятельное участие в процессах, связанных с происходящей сегодня трансформацией образования?
— Чтобы люди вовлекались в соответствующую работу, нужно создавать условия. По-настоящему активных сотрудников в коллективе всегда не так много, как хотелось бы руководству. Таких преподавателей и ученых нужно выявлять, продвигая на ключевые посты, чтобы мотивировать остальных.

Создать среду, в которой инициативных работников становилось бы больше, очень непросто. Когда мы ввели эффективный контракт для преподавателей, никто у нас, видимо, не поверил в то, что от него будет толк. А когда через год все поняли, что это работает, что за это реально платят тем, кто добился хороших показателей, число его участников увеличилось вдвое. Так что сотрудникам важно лично убедиться в том, что система работает, чтобы начать ей доверять.

— Насколько был успешен уходящий год в плане научных исследований?
— Важных событий, которые стоило бы выделить, было немало. Так, начали работу трансферные лаборатории по нанофотонике, материаловедению, робототехнике, персонифицированной медицине. Их можно назвать лифтами для ускоренного включения молодежи в профессиональную R&D-деятельность. Это учебно-научные лаборатории, в которых школьники разрабатывают проекты под руководством опытных ученых. В дальнейшем, уже поступив в УлГУ, они могут продолжить работу по этой теме, и она станет темой диплома или научных исследований. Такой формат позволяет провести отбор талантливых молодых ребят и подготовить их к работе во «взрослых» научных лабораториях. На внебюджетные средства мы купили катер и организовали на нем плавучую экологическую лабораторию. Летом ребята выезжали в акваторию Куйбышевского водохранилища, выполняли исследовательские работы и по заданию Законодательного собрания региона определяли качество воды.

Молодые ученые вуза активно участвуют в проектной деятельности. Например, разрабатывают специальную одежду для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Другой проект — персонализированные держатели для ребят с ДЦП, позволяющие писать, рисовать. Таких полезных разработок много, мы изготовили образцы и уже разослали на испытания в медицинские центры, клиники. Сейчас для обучения студентов создаем лабораторию 3D-медицины, закупаем 3D-принтеры, которые распечатывают кости, сосуды, кожу. Ведем интересные генетические исследования. Медицина будущего персонифицирована, то есть каждому человеку по его генокоду предполагается назначать определенный курс лечения.

— Как выстраиваете отношения с работодателями, чтобы обучение было более практико-ориентированным?
— Недостаток практики — эта проблема актуальна для любого университета. Все-таки вуз — это такое академическое учреждение, которое, замыкаясь в своих границах, иногда становится похожим на «удельное княжество». Студенты же, чтобы быть востребованными на рынке труда, должны «выбираться наружу», чтобы представлять себе область, которую изучают, не в теории, а на практике. Отсюда возникает дилемма, которую мы называем проблемой академиков и производственников. Университет готовит либо специалистов с фундаментальными знаниями, которые плохо осведомлены о реальном производстве, либо тех, кто в основном работает, знаком с оборудованием, но теорией владеет не в должной мере.

Истина, как водится, где-то посередине, и мы стараемся ее найти, соблюсти баланс между фундаментальными дисциплинами и практикой. Для этого мы придумали проектные офисы УлГУ в муниципалитетах, чтобы создать интерфейс между университетом и внешней средой, то есть местными работодателями. На ульяновском авиастроительном заводе «Авиастар» есть базовая кафедра УлГУ. Студенты там решают реальные практические задачи, получая их напрямую от главного инженера или технолога, и выполняют по ним проекты. Это очень эффективный механизм обучения, и мы будем продолжать его использовать.

Стартовал проект «Цифровая кафедра» — студенты смогут получить новую профессию или пройти профпереподготовку в сфере ИТ. Сейчас много людей, которые получают второе и третье высшее образование. Человек, получив базовое образование, по сути, в течение всей жизни нуждается в приобретении каких-то новых компетенций, потому что меняет сферу деятельности, повышает квалификацию. Это правильно, так и должно быть.

— Каков, на ваш взгляд, самый важный результат участия в программе?
— Одним из главных достижений последнего времени считаю то, что нам удалось создать механизм доверительной коммуникации, который делает сопричастными к развитию университета студентов, преподавателей и сотрудников. Транслируем эти технологии «неравнодушия» и на жителей области. Уверен, университеты должны задавать общий эмоциональный фон, влиять на социальный и культурный климат в своих регионах.

Ольга Николаева

Фото пресс-службы УлГУ

Нет комментариев