Шкала для высшей школы. Предложен новый инструмент ранжирования образовательных программ

По количеству высших учебных заведений наша страна занимает одну из ведущих позиций в мире, но не секрет, что по своему уровню вузы очень разные. При этом есть множество примеров, когда качество подготовки по отдельным направлениям в региональном вузе не уступает столичному. Не растеряться в безграничном море вариантов обучения в высшей школе поможет Предметный национальный агрегированный рейтинг (ПНАР-2023), подготовленный Гильдией экспертов в сфере профессионального образования вместе с Национальным фондом поддержки инноваций. В июне этого года вышел уже третий его выпуск (о втором «Поиск» писал в №24, 2022). Исследование адресовано как специалистам, занимающимся оценкой качества образования, так и широкому кругу общественности, особенно будущим абитуриентам и их родителям.

Агрегированные рейтинги — новый инструмент оценки высшего образования, который объединяет все значимые процедуры оценки, существующие сегодня в России, и представляет их результаты в удобной для анализа форме. Предметный агрегированный рейтинг и опубликованный пару месяцев назад институциональный стали де-факто единой шкалой оценивания высших учебных заведений.

Немного теории

В ПНАР-2023 участвовали 685 вузов, реализующих программы из 55 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки (УГСН). Самих направлений подготовки — свыше 25 тысяч (25 361).

Предметный агрегированный рейтинг строится на результатах восьми значимых процедур оценки, удовлетворяющих условиям публичности, массовости и стабильности. Это рейтинги по индексу Хирша (в нем участвует 661 вуз), Univer Expert (554 вуза-участника), «Первая миссия» (500), рейтинг оценки качества обучения (476), рейтинг по результатам профессионально-общественной аккредитации (256). И, наконец, рейтинги RAEX (164 вуза), Superjob (113) и предметный глобальный рейтинг (87).

Каждый список делится на четыре квартиля — A, B, C, D. Списков — восемь. Каждая образовательная программа получает таким образом восемь оценок, из которых в зачет идут пять лучших. Если программа не вошла ни в один из списков, то получает оценку «Е». На особом положении оказались вузы культуры, так как не все рейтинги учитывают их результаты. Поэтому для них предложена другая модель: не восемь процедур оценки, а пять, и в зачет идут три лучших результата из пяти.

Затем по специальной методике эти оценки «сворачиваются» в одну, программы распределяются по лигам, формируется итоговый рейтинг.

ПНАР представлен на сайте best-edu.ru, причем не в виде списка, а в виде базы данных. Это позволяет проводить более глубокий анализ и выстраивать множество разных ранжирований не только по отдельным предметам, но и по региону (например, можно получить все программы из интересующей нас УГСН, которые там реализуются), по годам, по ведомствам и даже по отдельному образовательному учреждению.

По результатам ПНАР выделяется Премьер-лига. В нее попадают программы, у которых все оценки идут в зачет (то есть все 8 оценок — «А»).

Что это дает?

Используя Предметный национальный агрегированный рейтинг, можно узнать немало любопытного о российских вузах.

Например, то, что самой распространенной укрупненной группой направлений подготовки остается экономика: в 2023 году программы из этой УГСН реализуют 488 вузов. В прошлом было 486. На втором месте (что радует) — информатика и вычислительная техника (337 против 336 в прошлом году). Дальше идут юриспруденция (286, год назад — 280) и психологические науки (237, год назад — 231). Сервис и туризм — на четвертом месте, образование и педагогические науки — на пятом. В прошлом году было наоборот.

Насколько широко представлены в вузах укрупненные группы специальностей и направлений подготовки? Самым «многосторонним» оказался Дальневосточный федеральный университет: из 55 существующих в РФ УГСН в нем реализуются 46. На втором месте — Южный федеральный (42), на третьем — Сибирский федеральный (41), на четвертом — Уральский федеральный (40). Впрочем, неудивительно, что этот список возглавляют федеральные университеты, ведь они создавались путем слияния разных вузов.

Еще один рейтинг можно выстроить по аналогии с медальным зачетом в Олимпийских играх: по количеству золотых и серебряных медалей, то есть по количеству программ в Премьер-лиге и первой лиге. Больше всего таких программ реализуется в УрФУ (22 из 40). На втором месте — Казанский федеральный (20 из 33). Далее — СПбГУ (20 из 28), МГУ (19 из 25), РУДН, ТГУ и т. д. Этот рейтинг впервые построен для массива вузов, полностью он представлен на сайте best-edu.ru.

Можно посмотреть с точки зрения эффективности: какая доля УГСН в вузе от их общего количества входит в Премьер-лигу? Оказалось, стопроцентная эффективность у Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского: там представлена только одна УГСН, и она реализуется на высшем уровне. Три четверти программ в Премьер-лиге — у МГУ. Более половины — у 23 вузов, более четверти — у 18.

Если же взять в качестве «золотой медали» количество программ в двух высших лигах и соотнести их с общим количеством программ в вузе, то «золотая медаль» (100% таких программ) окажется уже у 63 высших учебных заведений, три четверти — у 26, более половины — у 61, более четверти — у 107.

«Мы составили еще один рейтинг и взяли на себя смелость назвать его «Совершенство», — рассказал на презентации ПНАР-23 Владимир Наводнов, доктор технических наук, президент группы компаний «Аккредитация». — Это ТОП-20 по максимуму УГСН, вошедших в две высшие лиги. Он очень необычный: тут не только знакомые вузы, которые мелькают во всех рейтингах, но и так называемые «бутиковые» (параллель с торговлей: есть большие торговые комплексы, а есть маленькие бутики, где продают элитную продукцию)».

Первое место в «Совершенстве», как уже было сказано выше, занимает Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского. Далее следуют МГУ, РУДН, ТГУ. Завершают «двадцатку» Университет Иннополис и Уральский государственный юридический университет им. В.Ф.Яковлева.

Удивительным фактом для экспертов стала довольно существенная ротация по сравнению с прошлым годом: и первая, и Премьер-лига обновились примерно на 30%. Одни УГСН спустились ниже, другие, наоборот, поднялись.

«Мы предложили также новый мощный инструмент для анализа программ развития высших учебных заведений — бенчмаркинг, — говорит Владимир Наводнов. — Часто вузы обращаются к нам: куда приложить силы, чтобы оптимальным образом распределить ресурсы и добиться лучших результатов в агрегированных рейтингах? Бенчмаркинг как раз и дает ответ на этот вопрос. Он составляется и по вузу в целом, и по каждой его УГСН. Включает анализ вектора оценок, позиционирование УГСН среди подобных, предлагаемых другими вузами. Бенчмаркинг — это поиск точек роста».

Наталия БУЛГАКОВА

В подготовке статьи использованы материалы сайта best-edu.ru.

Нет комментариев