ЭКО для коров. Технологию in vitro в животноводстве адаптируют к сибирским условиям

Эмбриональные технологии не такая уж новация для мирового сельского хозяйства. Особенно актуально их использование на молочных и других производствах, где необходимо поддерживать постоянное поголовье в течение всего года: с помощью естественного спаривания это сделать трудно. Однако в Сибири результативность методов in vitro крайне низка. Ученые Биологического института Томского госуниверситета (БИ ТГУ) работают над совершенствованием технологии «в пробирке» с высокой воспроизводимостью для выращивания крупного рогатого скота. Она впервые будет адаптирована для Томской области и других регионов Сибири. Проект реализуется совместно с Научно-образовательным центром «Передовая инженерная школа “Агробиотек”» (НОЦ ПИШ «Агробиотек») ТГУ.
Кроме агрономии технология in vitro может применяться в доклинических исследованиях лекарств и химических соединений для подтверждения безопасности новых медицинских препаратов.
Эмбриональные технологии уже нашли широкое применение, например, в Бразилии — там нет животных, полученных от естественного спаривания крупного рогатого скота — но в нашей стране эта методика только стартует. И важно успеть ее отработать до того, как популяризация ее в агробизнесе приведет к появлению профессиональных объединений и высокой конкуренции.
— Особенность Сибири — удаленность от центров логистики и небольшое количество дней с одинаковыми условиями, — рассказывает руководитель проекта,
и. о. заведующего кафедрой физиологии человека и животных БИ ТГУ Михаил Светлик. — В теплых регионах меньше внимания уделяется поддержанию климата внутри лабораторий, ведь лаборатории проектируются уже готовыми. Для Сибири такие условия практически невозможны и очень дороги.
Кафедра физиологии человека и животных БИ ТГУ изучает влияние внешних факторов на эмбрион в пробирке. Задача — добиться того, чтобы отработанные техники можно было воспроизвести в любой промышленной лаборатории, в том числе и в сложных сибирских условиях.
Научная группа выполняет все этапы процесса получения эмбрионов: биологический материал животного оплодотворяют, выращивают до 7-8-дневного эмбриона и замораживают. Подбираются сценарий и условия содержания эмбрионов для имитации организма матери животного: питательные среды, температура, содержание газов и т. д. Необходимо однозначно и точно понять, как связаны со всем этим показатели зародышей. Следующий шаг — внесение эмбрионов в матку животного, наблюдение его у ветеринаров, проверка в естественных условиях. Сейчас ученые ведут переговоры с индустриальными партнерами.
— Нам удалось выявить закономерности и разобраться в причинах плохой результативности эмбриональных технологий в Сибири, — говорит руководитель проекта. — При внедрении нашего подхода, скорее всего, для крупных компаний риски будут минимальны, но для этого необходимы дорогостоящее оборудование и квалифицированные специалисты, которых кафедра физиологии человека и животных готова предоставить нашим промпартнерам.
Выпускники НОЦ ПИШ «Агробиотек» будут владеть современными знаниями о природе живого, навыками цифрового моделирования и управления технологическими процессами для создания прорывных исследований и разработок в сфере агро-, био- и экотехнологий.
Среди партнеров центра — производственные фирмы, Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН, НИЦ «Курчатовский институт» и другие организации.

Управление информационной политики Томского государственного университета