Земное вулканическое озеро показывает, какой могла быть жизнь на Марсе

28.01.2022

В публикации научного журнала  Frontiers in Astronomy and Space Science сообщается о свойствах уникальных микроорганизмов, живущих ныне на Земли, которые в прошлом могли обитать на Марсе.

Американские ученые в этом исследовании изучали микробов, живущих в гидротермальном кратерном озере вулкана Поас в Коста-Рике. Это одно из самых неблагоприятных мест обитания на планете.

«Вода ультракислая, полная токсичных металлов, а температура колеблется от комфортной до кипения. Кроме того, повторяющиеся «фреатические извержения» вызывают внезапные взрывы пара, пепла и камней. Несмотря на такие смертоносные извержения, гидротермальная среда может быть тем местом, где зародились самые ранние формы жизни на Земле — и, возможно, также на Марсе, если когда-либо существовала жизнь», — пишет phys.org.

В этой воде исследователи обнаружили бактерии из рода Acidiphilium. Эти существа пережили несколько извержений вулкана. С помощью секвенирования ДНК в образцах озера команда сделала вывод, что бактерии обладают широким спектром  биохимических особенностей, помогающих им выживать. Это выработка энергии с использованием серы, железа, мышьяка, фиксации углерода (как у растений); создание как  простых, так и сложных сахаров и биопластических гранул (их микроорганизмы могут создавать и использовать в качестве запасов энергии и углерода во время стресса или голодания).

«Один из наших ключевых выводов заключается в том, что в этом экстремальном вулканическом озере мы обнаружили лишь несколько типов микроорганизмов, зато потенциальное множество способов их выживания», — отмечает  Джастин Ван (Университет Колорадо, США).

Чрезвычайно суровое вулканическое озеро показывает, как могла существовать жизнь на Марсе
Экстремально суровое озеро Лагуна Калиенте в кратере вулкана Поас, Коста-Рика.