Вид крота, который почти 90 лет считался исчезнувшим, найден снова и впервые сфотографирован

Команда защитников природы заново открыла вид золотого крота, которого не видели почти 90 лет. Ученые отследили его до дома в песчаных дюнах Южной Африки, используя ДНК окружающей среды (эДНК) и собак-ищеек.

Золотой крот Де Винтона — неуловимый вид, который когда-либо был обнаружен только в одном небольшом регионе — Порт-Ноллоте, на северо-западном побережье Южной Африки. Как следует из названия, это милое маленькое создание совершенно слепо, имеет переливающуюся золотую шерсть и проводит почти все время под землей. Это усложняет поиск, тем более что чрезвычайно чувствительный слух млекопитающего помогает ему улавливать вибрации от людей, движущихся по поверхности. Кроме того, он роет туннели в песке, поэтому его норы обычно проваливаются, не оставляя следов.

Таким образом, золотой крот Де Винтона официально не встречался с 1936 года. Существовал ли он до сих пор или вымер, оставалось неизвестным в течение последних 87 лет, благодаря чему он попал в список самых разыскиваемых исчезнувших видов Re:wild – программы. для координации поиска видов, статус которых неясен.

И теперь золотой крот Де Винтона официально открыт заново, что делает его одиннадцатым «потерянным» видом, обнаруженным с момента запуска программы в 2017 году. Вновь открытыми считаются также серебряный шевротен во Вьетнаме, сомалийский сенги в Джибути, хамелеон Вельцкова на Мадагаскаре, гигантская черепаха Фернандина на Галапагосских островах, а также гигантская пчела Уоллеса и ехидна Аттенборо в Индонезии.

Найти это редкое животное было непросто. Мало того, что пугливое существо живет в основном в труднодоступных местах под землей, но, учитывая мало подробностей о его внешнем виде, генетике и поведении, сложно отличить золотого крота Де Винтона от трех других близкородственных видов, обитающих в этом районе.

Поэтому команда обратилась к двум новым интригующим методам, чтобы отследить его. Первый — это эДНК, представляющая собой генетическую информацию, которую животные выделяют в окружающую среду в виде кожи, волос или телесных жидкостей. Второй — использовать собаку-ищейку, чтобы помочь найти животное на обширных просторах песчаных дюн.

Возникает очевидный вопрос: как можно научить собаку-ищейку выслеживать животное без хороших образцов? Решение, которое придумали учёные, гениально: они научили собаку вынюхивать три известных вида золотого крота. Во время экспедиции в Порт-Ноллот в 2021 году команда наткнулась на свежие следы и норы, которые сохранили свою форму благодаря недавним дождям, а собака-ищейка Джесси не села, указывая на то, что они принадлежали к виду, которого она не узнала.

Исследователи собрали более 100 образцов почвы в этом районе и проанализировали в них эДНК. Было обнаружено четыре вида золотого крота, включая три известных вида и один, который не удалось идентифицировать.

Одного этого было недостаточно, чтобы объявить существо воскресшим из мертвых. Но в январе 2022 года была публично обнародована последовательность генов музейного экземпляра золотой крота Де Винтона. Когда команда сравнила свою загадочную эДНК с этой последовательностью, результаты оказались совпадением.

С тех пор были идентифицированы четыре популяции золотых кротов Де Винтона, но остается еще много вопросов. Потребуются дополнительные исследования животного, чтобы определить, какой уровень сохранения ему может потребоваться и как лучше всего обеспечить его выживание. К счастью, следующее поколение собак-ищейок теперь можно обучить непосредственно выслеживать существ.

Исследование также представляет собой интригующее доказательство концепции использования электронной ДНК для идентификации видов — метода, который также помог ученым заново открыть несколько потерянных видов лягушек в Бразилии.

Результаты исследования опубликованы в журнале Biodiversity and Conservation .

Фото: Ники Сунесс, rewild.org