Ученые приблизились к секрету навигации черепах в открытом океане

16.05.2022

Биологов давно интересовало, как морские черепахи и другие водные обитатели находят путь в открытом океане без навигационных средств и естественных указателей. Новое исследование показало, что у черепах есть встроенное базовое геомагнитное управление.

Ученые оснастили 22 биссовых черепах ( Eretmochelys imbricata ) GPS-трекерами, чтобы отслеживать маршруты, по которым пресмыкающиеся возвращаются к своим первоначальным кормовым угодьям после спаривания и размножения. Трекеры показали, что выбранные маршруты были  «окольными».

Например, одна черепаха преодолела в общей сложности 1306 километров, чтобы найти остров, расположенный всего в 176 километрах от исходной точки. Исследователи обнаружили: как правило, животные плавали кругами, прежде чем достигли суши.

«Наши результаты дают убедительные доказательства того, что черепахи-ястребы имеют относительно грубое представление о карте в открытом океане», — пишут исследователи в своей опубликованной статье. — Существование широко распространенных районов кормления и размножения на изолированных участках океана указывает на то, что поиск целей на последних этапах миграции является обычным явлением для морских черепах».

Морские черепахи хорошо известны своей способностью мигрировать на огромные расстояния через океан, часто выбираясь на небольшие изолированные острова, расположенные далеко от других мест. Ученые не могли понять, как черепахи находят эти острова.

Предыдущие исследования установили, что черепахи действительно имеют некоторое чувство магнитного поля Земли, что может помочь в планировании их маршрута. Но до сих пор не было ясно, насколько точен этот метод магнитного картирования.

Как правило, помеченные черепахи проплыли вдвое дальше, чем нужно было, чтобы найти места для кормления. Однако по сравнению с другими видами эти черепахи преодолевают относительно короткие  расстояния при миграции.

Изменения в силе и направлении магнитного поля вокруг Земли используются несколькими видами, чтобы выяснить, куда дыигаться. В случае с  черепахами навигационная система работает, но до определенной степени.

«Он не позволяет точно определить прямую траекторию, но он сообщает им, когда они удаляются от маршрута, — рассказал The Guardian морской эколог Грэм Хейс из Университета Дикина в Австралии.

Насколько исследователи могли судить, океанские течения не влияли на то, как черепахи добирались из пункта А в пункт Б. Также черепахи, по-видимому, не ждали определенного набора погодных условий прежде чем отправиться в путешествие — они начали свой путь сразу после размножения.

Поведение и навигация черепах резко контрастируют с поведением некоторых морских птиц , которые обычно быстро находят место назначения и, скорее всего, используют для этого запахи, переносимые ветром. Похоже, что у морских черепах нет таких сигналов для принятия решений.

«Наши результаты показывают, что навигационные таланты морских черепах далеки от совершенства, но могут быть настолько хороши, насколько это возможно в рамках ограничений их сенсорных способностей», — пишут исследователи .

Исследование было опубликовано в Journal of the Royal Society Interface .