Своими силами. На повестке дня — генетический суверенитет страны

«Собранные многими поколениями ученых природные, этнографические, археологические коллекции, результаты исследований являются подлинным достоянием России, служат сохранению нашей идентичности и исторической правды, сбережению нашего великого многонационального народа, нашей культуры, литературы, самобытных традиций народов России, которые веками жили на этой территории, веками жили бок о бок в нашей стране», — сказал Владимир Путин в День науки на торжественном вечере, посвященном 300-летию Российской академии наук в Государственном Кремлевском дворце.
А накануне состоялось заседание Президиума РАН, на котором обсуждали подготовку проекта Федерального закона РФ «О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях» (БРК).
С научными коллекциями, которые были собраны в ходе академических экспедиций и дали научному миру первые сведения о природе тогда практически неизученных пространств империи, напрямую связано становление Российской академии наук, отметил вице-президент РАН Степан Калмыков.
Сегодня в РФ функционируют свыше 120 уникальных научных БРК, а если верить статистике Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций, только коллекций генетических ресурсов растений в мире насчитывается свыше 1700. Среди них Вавиловская коллекция генетических ресурсов культурных растений и их диких родичей, сосредоточенная в ФИЦ «Всероссийский институт генетических ресурсов растений им. Н.И.Вавилова», признана первой по разнообразию и доле уникальных образцов.
На конец 2022 года в мире насчитывалось 3567 действующих гербариев, в которых хранятся около 397 миллионов образцов. В России известен 191 гербарий с общим фондом около 17,2 миллиона единиц хранения, крупнейшим из которых (около 40% гербарного фонда страны) и одной из пяти крупнейших коллекций мира является гербарий Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН. У многих научных организаций и вузов в нашей стране есть собственные рабочие БРК, без которых невозможно эффективное проведение исследований.
Биоресурсные коллекции критически важны для функционирования целых областей науки и отраслей производства. Сегодня в шести научных организациях, подведомственных Минобрнауки, в криобанках сохраняются более 110 тысяч образцов спермы и эмбрионов сельскохозяйственных животных, в разведении поддерживаются более 7 тысяч сельскохозяйственных особей.
Важнейший источник генетической информации — коллекции, которые сохраняются не менее чем в 27 научных и образовательных организациях различной ведомственной подчиненности. Самая крупная из них поддерживается в Федеральном исследовательском центре животноводства — ВИЖ им. академика Л.К.Эрнста.
Однако недостаточное внимание к собственным генетическим ресурсам микроорганизмов привело к широкому заимствованию микроорганизмов из-за рубежа, в том числе в качестве молочных заквасок, стартовых культур, биологических средств защиты. Пришло время менять ситуацию. Этой задаче и был посвящен основной доклад, с которым выступил президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.
— Мир материален, чтобы жить, нужны ресурсы, — сказал он, подчеркнув необходимость внедрения принципиально новых природоподобных технологий (воспроизведение систем и процессов живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в естественный природный ресурсооборот — Прим. ред.). Ковальчук отметил, что на НИЦ «Курчатовский институт» возложена роль головной научной организации в этой области.
Он напомнил коллегам о том, что в 2009 году там впервые в России была проведена полногеномная расшифровка первого генома человека (7-й геном в мире). В 2019-м создана геномная фабрика и проведена цифровизация генетического потенциала БРК, а в 2022 году в НИЦ появился прототип отечественной информационной системы оценки сельскохозяйственных животных.
По словам Михаила Ковальчука, задача сохранения биоресурсного потенциала страны сегодня — по сути, новый атомный проект, необходимый для генетического суверенитета страны и требующий жесткого контроля со стороны государства.
Первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ Александр Жуков отметил, что есть «много разных отдельных нормативных актов, но отсутствует системное регулирование развития, изучения и создания коллекций и биоресурсных центров». По его словам, главная цель подготовленного законопроекта — системное урегулирование всех этих вопросов, введение системы коллекционного учета и унификации процедур.
Академик Виктор Садовничий напомнил коллегам о проекте «Ноев ковчег», который МГУ им. М.В.Ломоносова ведет уже около 10 лет. Описаны уже около 15 миллионов образцов, 5 миллионов единиц хранения насчитывает уникальный гербарий МГУ.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова от лица инициаторов проекта выразила благодарность за работу Российской академии наук и рассказала о стадиях законотворческого процесса, чтобы «оперативно единой командой сделать все возможное, чтобы поручение Президента РФ было выполнено».
По словам председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергея Кабышева, «крайне важно осознавать, что поддержка и эксплуатация биологического разнообразия должны рассматриваться как предмет единой государственной политики», что, в свою очередь, предполагает необходимость формирования в этой сфере эффективного суверенного правового режима. «Победа будет за нами!» — провозгласил Сергей Кабышев.
Первый заместитель директора НИЦ «Курчатовский институт» Екатерина Толстикова кратко описала этапы работы по проекту ФЗ «О биологических (биоресурсных) коллекциях и биоресурсных центрах», познакомила присутствовавших с участниками рабочей группы.
Заместитель директора по научной части Всероссийского НИИ сельскохозяйственной микробиологии Вера Сафронова рассказала о роли БРК в научной деятельности, представив коллекцию микроорганизмов ВКСМ и ВНИИСХМ.
В том же духе выступали и ее коллеги: директор ВИР им. Н.И.Вавилова Елена Хлесткина, директор ФИЦ ВИЖ им. Л.К.Эрнста академик Наталия Зиновьева, директор Ботанического института им. В.Л.Комарова Дмитрий Гельтман, директор Зоологического института РАН член-корреспондент РАН Никита Чернецов, директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук член-корреспондент РАН Вугар Багиров и др.
Директор ИЦиГ СО РАН академик Алексей Кочетов представил также текущие проблемы с генетическими коллекциями в неголовных научных организациях. В частности, по его словам, сегодня прекращен доступ к коллекциям из ряда стран, что ставит под вопрос реализацию проектов, связанных, например, с доклиникой вакцин и лекарственных препаратов от новых патогенов.
Минобрнауки не финансирует поддержку БРК — институты развивают эту работу из собственных средств. В РФ нет регламентов, централизованно определяющих деятельность БРК. ИЦиГ готов предоставить на рассмотрение Президиума РАН свои предложения, заключил ученый.
Президиум Российской академии наук поддержал необходимость скорейшего принятия Федерального закона РФ «О биоресурсных центрах и биологических (биоресурсных) коллекциях» и проголосовал за основы проекта постановления.