Рыба-оборотень, которую не могли идентифицировать более 100 лет, замечена у побережья Калифорнии

Ученые, удаленно пилотирующие подводную лодку, смогли мельком увидеть одно из самых загадочных и неуловимых существ глубоководья.

Ярко-оранжевая самка-кит-рыба (отряда Cetomimiformes ) была замечена скользящей в воде в свете огней подводной лодки на глубине примерно 2 тыс. метров у берега залива Монтерей в Калифорнии. Нынешняя особь — 18-я по счету, замеченная морскими биологами Исследовательского института аквариума Монтерей-Бей за 34 года глубоководных исследований.

«Китовых рыб редко можно увидеть живыми в глубинах, поэтому много загадок остается в отношении этих замечательных рыб, — сказано  в Твиттере Исследовательского института аквариума Монтерей-Бей. — С каждым глубоководным погружением появляются новые загадки, и мы решаем их».

Неуловимая рыба-кит была замечена на глубине 6 600 футов (2 013 метров) у берегов залива Монтерей, Калифорния.

По мере взросления самок китовых рыб они развивают боковые линии, определяющие давление воды, вдоль их бока, чтобы вести их через черные как смоль глубины. (Изображение предоставлено: © 2021 MBARI)

О жизни китовых рыб известно так мало, что в течение более чем столетия после их открытия (они были впервые зарегистрированы в 1895 году двумя учеными Смитсоновского института) три совершенно разные формы, которые животные могут принимать в течение своего жизненного цикла, были ошибочно приняты за совершенно разные зоологические семьи.

Во-первых, это ленточные хвосты: бесчешуйчатые личиночные формы с длинными, похожими на полосу хвостами и ртами, которые имеют комичный прикус; они живут и питаются у поверхности океана. Когда приходит время этим рыбам принимать взрослые формы, их ждут две совершенно разные формы тела.

Самцы становятся бигнозами: чешуя разрастается по всему их телу,  рты уменьшаются до крошечных размеров, челюсти истощаются, а нос раздувается наружу. Поскольку они больше никогда не будут есть, их кишечник, пищевод и желудок сморщиваются и исчезают. Вместо этого их грудная клетка заполнена  половыми органами и гигантской печенью, служащей хранилищем энергии. За несколько мгновений до метаморфозы самца ленточного хвоста можно было бы описать как безумие кормления: существа набивают себя крошечными ракообразными, называемыми веслоногими рачками, которым предстоит прожить остаток своей жизни в качестве мобильных систем доставки спермы.

Не менее драматичную трансформацию претерпевают самки. Их тела расширяются, напоминая миниатюрных усатых китов, увеличиваясь до размеров, намного превышающих размеры их собратьев-самцов. Вдоль их боков появляются боковые линии, определяющие давление воды, чтобы вести их через черные как смоль глубины. У некоторых видов самок тела приобретают ярко-оранжевый оттенок; поскольку красный и оранжевый цвета света не могут проникнуть в глубины, в которых они живут, этот цвет делает рыбу практически невидимой.

Как самцы, так и самки живут на глубинах от 1,5 до 2 тыс. метров под поверхностью океана, хотя в некоторых исследованиях утверждается, что они могут опускаться еще глубже до глубины 3500 м.

Причудливые трансформации, которые совершают китовидкообразные рыбы (Cetomimiformes), беспрецедентны среди позвоночных, поэтому на протяжении десятилетий никто не знал, что разные типы телосложения принадлежат к одному зоологическому семейству. Только в 2009 году исследование митохондриальных генов или генов, которые прослеживают материнскую линию (наряду с тщательным анализом образцов животных, собранных в середине трансформации) позволило исследователям окончательно доказать, что ленточные хвосты, бигнозы и китовые рыбы принадлежат к одному и тому же виду.

Однако это открытие было сделано только для одного вида, а неуловимость обитающих в глубинах океана животных означает, что родословные для многих видов рыб-китов, возможно, никогда не будут завершены.

Мало что известно и о повадках рыб, но ученые считают, что кит-рыба мигрирует на глубину примерно 600 м под поверхностью моря, чтобы питаться при свете звезд, и уплывает на безопасные глубины, когда наступает рассвет.

13.08.2021