Механизм передачи памяти у круглых червей выявили американские ученые

Одни из самых популярных модельных организмов у ученых — круглые черви Caenorhabditis elegans.  В новом исследовании американских ученых (Принстонская лаборатория) описан механизм передачи памяти от одной нематоды к другой, причем он сохраняется на протяжении нескольких поколений.

C. Elegans на протяжении жизни постоянно сталкивается с бактериями P. aeruginosa (синегнойная палочка). Если он съест патоген, у него разовьются опасные болезни. Пораженные бактерией черви стараются предупредить своих собратьев об опасности. Причем настороженное отношение к синегнойной палочке сохранится и у потомства Caenorhabditis elegans — до следующих четырех поколений.

Специалистам удалось разгадать механизм передачи памяти от одного организма к другому. Черви, съевшие бактерию, поглощают ее малую РНК — это вызывает сигнал в репродуктивных клетках зародышевой линии Caenorhabditis elegans. Сигнал передается в контролирующий поведение нейрон, и через изменения, внесенные в клетки зародышевой линии, сохраняется у потомков.

«Мы обнаружили, что если червь обучился избегать этих патогенных бактерий и если мы его измельчим или просто используем ту же среду, где он плавал, предоставив другому, “наивному” червю, он тоже “научится” избеганию патогена», — рассказал руководитель лаборатории профессор Мерфи (цитата по Naked-Science).