Как сухопутные птицы пересекают открытый океан без отдыха, выяснили орнитологи

Полеты над открытым морем опасны для сухопутных птиц. В отличие от морских они не способны отдыхать на воде или искать в ней пищу, поэтому длительные морские перелеты, как полагали орнитологи, им не под силу. Однако с появлением технологий GPS-слежения все изменилось. Данные, полученные с помощью крошечных устройств, показали: многие наземные птицы летают на сотни или даже тысячи километров над открытыми морями и океанами во время сезонной миграции.

Ученые Института поведения животных Макса Планка изучили поведение 65 птиц, относящихся к 5 видам, при перелете через море. Было проанализировано 112 пересечений моря в течение 9 лет. Эти данные специалисты сравнили с глобальными метеорологическими наблюдениями и картой воздушных потоков. Оказалось, что птицы не просто летят по прямой. Они используют попутный ветер и восходящие потоки — это помогает пернатым экономить энергию.

Например, недавние наблюдения показали, что одна из хищных птиц — скопа — чтобы парить над открытым морем, воспользовалась мощными восходящими  потоками воздуха. А восточный канюк пролетел 700 километров над Восточно-Китайским морем во время своей ежегодной миграции из Японии в Юго-Восточную Азию. Примерно 18-часовой беспосадочный морской перелет осуществлялся осенью, когда направление движения воздуха и восходящие потоки оптимальны.

Первый автор работы Эльхам Нурани говорит: «Перелетные птицы корректируют свои маршруты полета, чтобы извлечь выгоду из движения ветра и погодных условий, когда они летят над морем. Это помогает им выдерживать перелеты на сотни километров. А используя подъемную силу восходящих воздушных потоков, птицы могут взлетать на высоту до одного километра над поверхностью моря».

Фото: eurekalert.org