Ученые нашли уникальные бактерии в верблюжьей простокваше. Безопасное производство кисломолочных продуктов

Ученые из Томского государственного университета, Федерального исследовательского центра «Биотехнологии» РАН и МГУ обнаружили уникальный штамм молочнокислой бактерии в традиционном молочном продукте, известном как шубат или верблюжья простокваша. Этот штамм не имеет устойчивости к антибиотикам, что делает его особенно ценным для создания новых безопасных продуктов питания.

Исследование направлено на поиск бактерий, которые можно использовать в пищевой промышленности без риска устойчивости к антибиотикам, что является серьезной проблемой в современной медицине. Отделение биологии ТГУ, реализуя проект, нацелено на создание продуктов, безопасных для потребления, что особенно актуально в свете растущего сопротивления микроорганизмов антибиотикам.

«Найти «чистые» бактерии, не имеющие резистентности к антибиотикам, крайне сложно, поскольку очень многие производства и фермерские хозяйства используют антибактериальные препараты для предотвращения массового падежа животных».

— Ольга Карначук, заведующая кафедрой физиологии растений, биотехнологии и биоинформатики Биологического института ТГУ.

Открытие «чистого» штамма стало возможным благодаря анализу молочных продуктов, приготовленных традиционными методами, собранных из различных регионов России. Штамм, найденный в шубате, произведенном в Горном Алтае, уже используется для создания нового кисломолочного продукта в лабораторных условиях. Этот продукт можно будет быстро вывести на рынок благодаря натуральному происхождению и безопасности бактерий.

«Чистые» штаммы лактобактерии из шубата не требуют сложного процесса сертификации, что значительно упрощает их коммерческое использование. Кроме того, исследования показали, что микробиота ЖКТ играет ключевую роль в здоровье человека, влияя даже на функции центральной нервной системы.

Проект продолжается с целью масштабирования и использования найденных штаммов в пищевой промышленности, а также исследования их потенциала как психобиотиков, которые могут благотворно влиять на психическое здоровье человека.