Новые методы борьбы с сорняками могут улучшить сельское хозяйство. Учёные нашли доказательства влияния глифосата на микробиом.

Глифосат, популярно используемый в агрокультуре, находится под пристальным вниманием учёных из-за его потенциально опасного влияния на почву и окружающую среду. Современные исследования подтверждают необходимость поиска альтернативных средств.

Учёные из Южного федерального университета провели исследование, выявившие негативные эффекты глифосата даже при низких концентрациях. Это открытие противоречит представлениям о безопасности гербицида, который традиционно использовался для борьбы с сорняками в агрокультуре. Научные данные подчёркивают его токсичность для микробиома почвы, что может негативно сказаться на плодородии и устойчивости экосистем.

«Целью нашего исследования было установить влияние глифосата на модельную бактериальную популяцию. В качестве модельного микроорганизма была выбрана E.coli».

— Иван Сазыкин, ведущий научный сотрудник лаборатории экологии и молекулярной биологии микроорганизмов, профессор.

Результаты работы показали, что глифосат подавляет образование бактериальных биопленок и вызывает мутагенные изменения даже при минимальных концентрациях. Это ставит под вопрос использование глифосата не только в Российской Федерации, но и в мировом масштабе, где он активно применяется.

В рамках более широкого научного диалога об альтернативах глифосата ученые обсуждают разработку новых, безопасных для окружающей среды и человека препаратов. Однако существует экономическая заинтересованность в продолжении использования уже известных препаратов, что замедляет процесс инноваций в этой области.

«Поиски новых более безопасных веществ идут постоянно, но производителю экономически всегда выгоднее производить и продавать уже используемые препараты»

— Иван Сазыкин.

Таким образом, необходимость переосмысления подходов к использованию гербицидов становится очевидной. Научное сообщество и производители должны совместно искать решения, которые будут способствовать сохранению биоразнообразия и повышению экологической безопасности сельскохозяйственных практик.