Черная дыра впервые обнаружена за пределами нашей галактики

Астрономы обнаружили небольшую черную дыру за пределами Млечного Пути и  изучили, как она влияет на движение звезды в непосредственной близости от нее. Это первый раз, когда  черная дыра была выявлена за пределами нашей галактики. Метод, который использовали ученые, может стать ключом к обнаружению скрытых черных дыр в Млечном Пути и близлежащих галактиках, а также поможет пролить свет на то, как эти загадочные объекты образуются и развиваются.

Обнаруженная черная дыра была замечена в NGC 1850 — скоплении из тысяч звезд на расстоянии примерно 160 000 световых лет в Большом Магеллановом Облаке, соседней галактике Млечного Пути.

«Подобно Шерлоку Холмсу, выслеживающему преступную банду по ее ошибкам, мы смотрим на каждую звезду в этом скоплении с увеличительным стеклом в одной руке, пытаясь найти доказательства присутствия черных дыр, но не наблюдая их напрямую, — говорит руководитель исследования Сара Сарацино из Института астрофизических исследований Ливерпульского университета. — Показанный здесь результат представляет только одного из разыскиваемых преступников, но когда вы его нашли, вы уже на пути к обнаружению многих других в разных группах».

Этот первый «преступник», обнаруженный командой, оказался примерно в 11 раз массивнее нашего Солнца. А вывело астрономов на след черной дыры ее гравитационное воздействие на звезду массой в пять солнечных масс, вращающуюся вокруг нее.

Раньше астрономы уже обнаруживали такие маленькие черные дыры «звездной массы» в других галактиках, улавливая рентгеновское свечение от поглощения вещества, либо гравитационные волны, возникающие при столкновении черных дыр друг с другом или с  нейтронными звездами .

Однако большинство черных дыр масс, сравнимых со звездными,  не выдают своего присутствия через рентгеновские лучи или гравитационные волны.

«Подавляющее большинство из них можно раскрыть только динамически, — считает Стефан Драйцлер, член команды из Геттингенского университета в Германии. —  Когда они образуют систему со звездой, они будут влиять на ее движение тонким, но все же заметным образом, поэтому мы можем найти их с помощью сложных инструментов».

Этот динамический метод, используемый Сарачино и ее командой, может позволить астрономам найти еще много черных дыр и помочь раскрыть их тайны.

Выявление черной дыры в NGC 1850 — первый случай, когда черная дыра была обнаружена в молодом звездном скоплении, которому всего около 100 млн лет —  мгновение ока по астрономическим масштабам! Использование динамического метода в аналогичных звездных скоплениях может открыть еще больше молодых черных дыр и пролить новый свет на их эволюцию. А сравнивая их с более крупными и зрелыми черными дырами в более старых скоплениях, астрономы смогут понять, как эти объекты растут, питаясь звездами или сливаясь с другими черными дырами. Кроме того, отображение демографических характеристик черных дыр в звездных скоплениях улучшает наше понимание происхождения источников гравитационных волн.

Фото: eurekalert.org