Впервые в истории на поверхности астероида обнаружена вода

Впервые на поверхности астероида были обнаружены молекулы воды, что позволило получить новые сведения о распределении воды в нашей Солнечной системе.

Ученые изучили четыре богатых силикатом астероида, используя данные, собранные ныне снятой с эксплуатации Стратосферной обсерваторией инфракрасной астрономии (SOFIA) — оснащенным телескопом самолетом, управляемым НАСА и Немецким аэрокосмическим центром.

Наблюдения, проведенные прибором Faint Object InfraRed Camera (FORCAST) на SOFIA, показали, что два астероида — Ирис и Массалия — излучают свет определенной длины волны, что указывает на наличие молекул воды на их поверхности, сообщается в новом исследовании.

«Астероиды — это остатки процесса формирования планет, поэтому их состав зависит от того, где они образовались в солнечной туманности», — говорит ведущий автор исследования Анисия Арредондо из Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио. «Особый интерес представляет распределение воды на астероидах, поскольку это может пролить свет на то, как вода была доставлена на Землю».

Хотя молекулы воды уже были обнаружены в образцах астероидов, возвращенных на Землю, это первый случай, когда молекулы воды были найдены на поверхности астероида в космосе. В предыдущем исследовании SOFIA обнаружил аналогичные следы воды на поверхности Луны, в одном из крупнейших кратеров в ее южном полушарии.

«Мы обнаружили на астероидах Ирис и Массалия особенность, которую можно однозначно отнести к молекулярной воде», — говорится в заявлении Арредондо. «В основу нашего исследования легли успехи команды, обнаружившей молекулярную воду на освещенной Солнцем поверхности Луны. Мы подумали, что сможем использовать SOFIA для поиска этой спектральной подписи на других телах».

Наблюдения SOFIA за Луной показали, что в кубическом метре грунта, распределенного по лунной поверхности, находится примерно эквивалент 12-унциевой бутылки воды, химически связанной в минералах. В новом исследовании ученые из SwRI обнаружили, что количество воды на двух астероидах похоже на то, что наблюдается на Луне, и она также может быть связана с минералами, как на лунной поверхности, или адсорбирована в силикатах, говорят исследователи.

Ирис и Массалия, диаметр которых составляет 124 мили (199 км) и 84 мили (135 км) соответственно, имеют схожие орбиты и удалены от Солнца в среднем на 2,39 астрономических единиц (АС), или солнечно-земных расстояний.

«Безводные, или сухие, силикатные астероиды формируются вблизи Солнца, в то время как ледяные материалы скапливаются дальше», — говорится в заявлении. Это связано с тем, что вода, присутствующая на поверхности объектов во внутренней части Солнечной системы, испаряется под воздействием солнечного тепла. «Понимание расположения астероидов и их состава позволяет нам понять, как распределялись и эволюционировали материалы в солнечной туманности с момента ее образования».

Таким образом, находки на Ирисе и Массалии позволяют предположить, что некоторые силикатные астероиды могут сохранять часть своей воды на протяжении веков и могут быть более распространены во внутренней части Солнечной системы, чем считалось ранее. Считается, что именно астероиды являются основным источником воды на Земле, обеспечивая необходимые элементы для жизни в том виде, в котором мы ее знаем. Понимание распределения воды в космосе поможет исследователям лучше оценить, где искать другие формы потенциальной жизни, как в нашей Солнечной системе, так и за ее пределами.