НАСА опубликовало кадры солнечного затмения на Марсе

Марсианская луна Фобос, название которой в переводе с древнегреческого означает «Страх», была снята на камеру марсоходом НАСА Perseverance 8 февраля. Картофелевидная луна была видна на фоне солнца с места стоянки «Перси» в кратере Езеро.

Инженеры Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) загрузили 68 изображений солнечного затмения в хранилище необработанных снимков Perseverance. Кадры были сняты с помощью левой камеры Mastcam-Z — одной из двух камер, расположенных на мачте Perseverance, похожей на шею, и часто используемых для получения обширных пейзажных видов Красной планеты.

Фобос, впервые открытый американским астрономом Асафом Холлом в 1877 году, представляет собой луну размером с астероид, вращающуюся на орбите в нескольких тысячах миль (или километров) над марсианской поверхностью и продолжающую падать в сторону планеты. В конце концов она должна разрушиться под действием гравитации Красной планеты.

Фобос и другая луна Марса, Деймос, имеют загадочную историю формирования: Ученые не уверены, появились ли они из пояса астероидов, в результате столкновений, из обломков ранней Солнечной системы или по другому сценарию.

Ни один космический аппарат пока не смог побывать на Фобосе, хотя за последние годы пролеты совершали довольно многие. Однако Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) планирует отправить миссию по исследованию марсианских лун (MMX) к Фобосу в 2026 году.

Главной задачей MMX станет возвращение образцов: Сбор пыли с маленькой луны и последующая доставка зерен на Землю. Пыль может дать больше подсказок об истории формирования Фобоса, а также марсианской атмосферы, поскольку молекулы газа улетают в космос и, возможно, попадают и на Фобос.

Таким образом, MMX может помочь раскрыть обе тайны Фобоса и Марса, поскольку ученые до сих пор пытаются понять, почему Красная планета за многие века потеряла так много своей атмосферы. Исследование имеет значение для обитаемости и наличия воды на Марсе, поскольку для водоснабжения необходима определенная степень давления на поверхности. Миссия Perseverance также дополнит эту картину, поскольку она ищет признаки древней воды и пригодных для жизни условий.

Как и MMX, Perseverance также является своего рода миссией по возвращению образцов — но марсоходу понадобится помощь. НАСА и Европейское космическое агентство планируют отправить миссию Mars Sample Return (MSR) в район обитания ровера в 2030-х годах, чтобы забрать образцы для возвращения на Землю. Однако на прошлой неделе программа получила серьезный удар, когда JPL уволила многих сотрудников MSR из-за проблем с бюджетом.

Из-за своей сложности MSR выходит за рамки графика и бюджета, а НАСА работает в рамках непрерывной резолюции, замораживающей его расходы на уровне 2023 года, пока Конгресс не решит вопрос с бюджетом США. По словам представителей лаборатории, из-за продолжающейся неопределенности JPL в этом месяце пришлось уволить 8 % сотрудников.